16.04.2024

Подходящая древесина для выжигания. Знакомство с пирографией: выжигание по дереву для начинающих Что можно выжечь выжигателем


Выжигание по дереву - искусство, которое впервые появилось в конце прошлого века в столице России. Поначалу эту технику использовали для изготовления матрешек. Впоследствии этот способ назвали пирографией.

Немного истории

Первые аппараты, которые были предназначены для выжигания, оказались несовершенными. Они работали на бензине, который накалял платиновую иглу. Для того чтобы поддерживать постоянную температуру, человек, занимающийся выжиганием, должен был постоянно подкачивать бензин при помощи ножной педали. Хоть процесс и оказался трудоемким, пирография с каждым днем становилась все популярнее.

В основном технику использовали для изготовления матрешек, это только спустя много лет рисунки для выжигания по дереву стали более разнообразными и красивыми. Поскольку матрешки становились все популярнее, от трудоемкой пирографии пришлось отказаться, и на ее место пришла роспись. Но про выжигание не забыли, и теперь эту технику использовали для украшения шкатулок, ларцов и других деревянных предметов.

Современный прибор

Выжигание по дереву для начинающих стало очень простой и доступной техникой после того, как был придуман электрический прибор. Теперь его можно было использовать для украшения изделий из кожи, костей, бумаги и из других материалов.

В состав самого простого электовыжигателя входит: понижающий трансформатор, реостат, ручки и сменные нити накаливания, которые еще называют штифтами. Профессионалы рекомендуют реостат заменять лабораторным трансформатором, который дает возможность получать выжиг высокого качества разной тональности.

Выжигание по дереву в домашних условиях подразумевает использование школьного прибора заводского изготовления. Такой электровыжигатель, в основном, используют для контурных и тональных рисунков.

Выжигание по дереву для начинающих

Чтобы с первого раза не разочароваться в своих умениях и пирографии в целом, необходимо знать все тонкости этого вида рукоделия. Для картины нужно взять мягкую древесину лиственных пород, к примеру, осину, липу, тополь или др. Стоит также учитывать тот факт, что некоторые породы древесины могут воспламениться при температуре примерно 150 градусов, другие же выдерживают около 250 градусов. Поэтому лучше выбирать мягкий материал, так процесс обжига будет проходить проще и быстрее.

Если вы хотите выполнить более сложный рисунок, то для этого стоит использовать Кроме этого, нужно учитывать, что для того чтобы сохранить поверхность дерева чистой и аккуратной, можно воспользоваться способом, которым пользуются настоящие мастера. Для начала картинки для выжигания по дереву переводят на После при помощи клея из крахмала или муки наклеивают его на саму древесину. Сам процесс выжигания нужно проводить по папиросной бумаге. Когда картина будет закончена, бумагу осторожно удаляют.

Начинать осваивать технику пирографии нужно с какого-то легкого и незамысловатого рисунка, для которого не нужны сложные штифты. Под этим понятием подразумевают скобки разных размеров, изготовленные из которая может быть в диаметре от 0,3 до 1,5 мм. Для изготовления штифта нужно нарезать проволоку и при помощи плоскогубцев или круглогубцев придать им желаемую форму. Чтобы сделать ее более жесткой, проволоку предварительно нужно отковать молотком. Хотя можно не усложнять задачу и в специализированном магазине купить набор различных штифтов.

Важные аспекты

  1. Выжигание по дереву стоит начинать после того, как штифт будет раскален и из него будет виден небольшой язычок пламени, который не должен сопровождаться дымом. В таком случае вы можете сделать вывод, что бензин качественный, прибор работает отменно и температура для выжигания оптимальная.
  2. Если же пламя угасает, и вы чувствуете запах гари, то, скорее всего, засорилось вентиляционное отверстие.
  3. Когда наконечник штифта накаляется неравномерно, это говорит о том, что бензин, который вы используете, оказался низкого качества или же в спиртовке недостаточный накал.
  4. Если в период работы вам необходимо было сделать большой перерыв и наконечник остыл, не стоит опять нагревать его путем вдувания насыщенного бензиновыми парами воздуха, так как это может привести к засорению.
  5. Очень важно в период выжигания очищать штифт от шлаков, так как он будет плохо работать, остывать, и рисунок в итоге получится плохим и неаккуратным. Очищать его ножом или другим металлическим предметом нельзя, так как этим можно повредить и испортить штифт.

Приемы выжигания

Вы должны понимать, что линии выжигателя стереть, как карандаш, не получится, поэтому в вашей работе не должно быть никаких ошибок и помарок. Чтобы избежать подобных проблем, рекомендуется древесину прикрепить наклонно. Рука, в которой вы будете держать выжигатель, должна обязательно иметь хорошую опору. В таком случае вы сможете проводить ровные линии, и они не будут уходить в сторону. Кроме этого, рекомендуется выполнять весь рисунок за один присест. Если столько времени у вас нет, то хотя бы для начала сделайте а после определенного промежутка времени фон.

Выжигание по дереву: важные правила

Чтобы получить красивый и живой рисунок, рекомендуется пользоваться линиями разной толщины и оттенка. Первый аспект зависит от скорости движения раскаленного штифта, то есть чем быстрее вы двигаете прибором, тем тоньше получится линия, и наоборот. Для регулирования оттенка необходимо контролировать подаваемый воздух и температуру наконечника: чем он больше, тем темнее линия. Чтобы быстро охладить штифт, нужно дотронуться ним до холодной каменной поверхности, к примеру, это может быть мрамор, кирпич или гранит. Прибор для выжигания по дереву нужно использовать подобно карандашу, то есть он должен двигаться легко, без какого-либо подталкивания и торможения.

В начале и конце линии необходимо быть особенно внимательным, так как вы можете испортить рисунок. Под углом штрихи нужно начинать от вершины и не стоит выжигать сразу на полную глубину. Для начала рекомендуется работать долотом и только потом заканчивать все штифтом. Чтобы сделать штрихи, прибор должен располагаться плашмя. Для того чтобы украсить фон, можно использовать штифты с фигурными наконечниками.

Выжигание по дереву (или пирография) – увлекательное занятие, тесно связанное с традициями русского народного творчества. Пирография - техника, применяемая в художественной графике и декоративно-прикладном искусстве.

История

Выжигание по дереву довольно популярное занятие. Оказывается, первые изделия с выжженным узором, датированные 700 годом до н.э., были найдены при археологических раскопках в Перу. В той или иной форме пирографию можно встретить в культуре любого народа. Особенно в этой области рукоделия преуспевали русские мастера. Выжигание по дереву в России появилось еще в ІX веке, уже тогда люди использовали дерево во многих видах прикладного творчества. Изначально мастера выжигали при помощи огня, чуть позже стали использовать раскаленные металлические стержни и гвозди, заточенные под определенным углом.

В Европе выжигание по дереву превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества, а в России пирография продолжила развиваться как один из его видов. В XVІІ веке в городе Сергиев Посад с помощью пирографии украшали деревянные игрушки, ложки и братины (сосуды для питья), а в конце XІX века там же наладилось производство матрешек , обрамленных выжиганием.

В начале XX века выжженными узорами стали декорировать стаканы, солонки, ковшики, шкатулки , коробки и др. Все узоры того времени были посвящены тематике старого русского быта и древнерусской архитектуры. В 1917 году количество выпускаемой продукции, украшенной с помощью пирографии, было сокращено. Примерно в тот же период в селе Полоховский Майдан Нижегородской области появилось токарное производство, на основе которого мастера стал декорировать токарные изделия выжиганием.

В 1964 году в Башкирии было налажено производство предметов из древесины липы, которые также украшали выжженными узорами. Мастера создавали ковши с крышками, солонки, челяки для хранения меда , фигурки людей в национальных костюмах и пр. В тот же период был изобретен электрический прибор для выжигания, и тогда это вид рукоделия стал пользоваться популярностью среди взрослых и детей. В школах были организованы специальные кружки, где ученики познавали азы выжигания по дереву. Несмотря на то, что этот пирографический прибор довольно громоздкий, он и по сей день используется мастерами-любителями. Более усовершенствованный прибор для выжигания по дереву был изобретен в 1962 году Роем Чайлдом, а спустя десять лет был налажен промышленный выпуск пирографов с проволочными наконечниками.

Сегодня выжиганием по дереву может заниматься любой желающий, даже не имеющий специального образования. Пирография может стать не только хобби , но и способом зарабатывать неплохие деньги. Ведь изделия, украшенные выжиганием, пользуются спросом всегда. Немного терпения и фантазии, и выжигание доставит вам самые позитивные эмоции.

Инструменты

Для того чтобы процесс выжигания по дереву доставил как можно больше удовольствия, следует позаботиться о приобретении всех необходимых инструментов и материалов. Итак, для пирографии потребуется доска пюпитра. Она играет роль подставки для дощечки, на которой планируется выжигать узор. Существуют подвижные пюпитры, их высоту и наклон можно регулировать. Конечно, самым важным инструментом для этого вида рукоделия является электровыжигатель, наделенный сменными проволочными фигурными штифтами. Также в пирографии используют термокаустер с бензиновой или газовой горелкой, на которой корпусные штифты подвергаются нагреванию.

Вообще, в качестве выжигателя можно использовать торцовый электропояльник, но вместо стержня стоит снабдить его головкой с винтовой резьбой для штифтов.

Рабочей частью пирографа является штифт, он может быть корпусным или проволочным. Благодаря проволочным штифтам различной формы можно выполнить сложные и мелкие детали. Корпусные штифты, как правило, применяют для глубокого и плоского выжигания. Не менее важную роль для выжигания играют пассатижи, они предназначены для придания проволоке нужной формы. Также понадобится наковальня (или молоток), кусачки, отвертка, и конечно же, настольная лампа.

Для нанесения рисунка на деревянную поверхность необходим мягкий карандаш, не оставляющий бороздок на древесине. По окончании работы его легко будет стереть с помощью ластика. В работе может понадобиться скальпель и клейкая лента. Рекомендуется иметь в наличии копировальную бумагу, она необходима для перенесения рисунка с бумаги на древесину. Совет: лучше всего использовать копировальную бумагу с угольным покрытием черного цвета.

Для пирографии также могут понадобиться следующие предметы: стальная линейка, угольник, кисточки из соболя или белки, металлические подставки для штифтов и выжигателя, наждачная бумага.

Материалы

Одним из самых важных вопросов пирографии считается выбор материалов, поскольку от качества материалов зависит конечный результат. Итак, древесину лучше всего приобретать в магазинах в виде готовых деревянных чертежных и разделочных досок, фанер или шпона.

При покупке древесины необходимо учитывать следующие факторы:

  • древесина должна иметь однородную мелкопористую структуру, без сучков, трещин, смоляных кармашков, засмолок, роек и других пороков;
  • не рекомендуется приобретать древесину смолистых пород;
  • для выжигания идеально подходят твердые породы древесины, на мягких будет сложнее исправить ошибки;
  • поверхность деревянного материала должна быть ровной и чистой;
  • выбор цвета древесины зависит исключительно от предполагаемого рисунка, более насыщенный и выразительный узор получится на дереве светлых пород.

Самыми лучшими материалами для выжигания считаются липа, ольха, тополь, береза и каштан.

Все помнят одно из развлечений детства - выжигание по дереву картинки или портрет. И запах выжигаемого дерева остался в памяти навсегда. Все возвращается на круги своя. Сегодня это называется пирография, и снова входит в моду. Компьютеры компьютерами, а многим детям хочется проявить свою индивидуальность другим образом. Да не только детям, что уж говорить. Вспомним, как это делается и что для этого нужно. Ниже прилагается вся информация для начинающих и не только.

Все помнят одно из развлечений детства - выжигание по дереву

Выжигательный аппарат (пирограф) - главное оборудование. Раньше это была пластиковая коробочка (обычно - желтая) с небольшим паяльничком внутри, у которого наконечник был похож на канцелярскую скрепку видом и толщиной. Сегодня, когда это искусство возвращается, выжигательная машинка представляет более серьезный прибор. Есть и аппараты старого типа, но, все-таки лучше приобретать выжигатель с твердыми перьями. Его хватит надолго, поскольку он отличается высокой прочностью, да и разных насадок у него много.

Минусы тоже есть:

  • долгий нагрев - долгое охлаждение;
  • иногда - неудобные (греющиеся) рукоятки;
  • возможность перегорания, при долгой работе.

У проволочных выжигателей минусы серьезней:

  • большая стоимость;
  • дорогой ремонт;
  • частая замена тонких игл;
  • трудность в поиске запчастей.

Выбор выжигателя - чисто индивидуальное решение. Но большинство выбирает первый вариант. Порекомендовать можно пирограф Stayer. Отличный выжигатель, подходящий для всех материалов.

Как пользоваться аппаратом? Данный выжигательный аппарат удобно располагается в пластиковой коробке, чем удобен для транспортировки. В комплекте есть подставка для паяльника (что очень важно), набор насадок из 20 штук (постоянно необходимые и фигурные). В общем, отличный подарок и начинающему пирографисту и профессиональному. Далее потребуется набор для выжигания по дереву. Это будет дешевле и проще, чем заниматься самостоятельным поиском нужных подручных средств. Там хватит материала на первое время. Выглядят наборы примерно так:

В хорошем наборе несколько досок, некоторые - с готовыми эскизами. Еще нужны рисунки, которые найти не проблема. Для начала - они опять же есть в наборе для выжигания.

Галерея: выжигание по дереву (поделки — 25 фото)



















Урок и техника по выжиганию — мастер класс для новичков (видео)

Подготовка и выжигание по дереву паяльником: технология красоты

Подготовив нужное оборудование, определитесь с материалом. Лучше остановиться на мягких породах дерева.

Хорошо подходят:

  • сосна;
  • липа;
  • береза;
  • ясень;
  • клен.

Подготовив нужное оборудование, определитесь с материалом

Нужно дать прибору нагреться на подставке. Затем взять правильно отшлифованный материал. Помните:

  1. Шлифовать необходимо по волокну - так уйдут все неровности и шероховатости.
  2. После шлифовки обязательно нужно пройтись по материалу влажной тряпкой. Обязательно дайте материалу высохнуть.
  3. Далее необходимо аккуратно нанести эскиз на поверхность подготовленного материала карандашом, легкими штрихами.

Начав работу, забудьте про торопливость: никто не ставит задачу выполнения на скорость. Это небыстрый процесс. Как и любое искусство, требует тщательности и доставляет огромное удовольствие от проделанной работы.

  1. Эскиз, если вы плохо рисуете сами, нанесите на поверхность с помощью копирки.
  2. Наносить рисунок на подготовленную поверхность уже паяльником нужно с одинаковым усилием - так на нем не будут присутствовать пробелы.
  3. Не передерживайте раскаленную иглу на одном месте - дерево потемнеет сильней, чем в других местах. Это может испортить окончательный вид.
  4. Держите материал волокнами вниз - так по нему будет легче идти игла, не встречая препятствий и сопротивления.

Будьте всегда осторожны и помните: вы работаете с горячим инструментом. Держите его всегда на подставке: лучше лишний раз подуть на воду, но не обжечься.

Как правильно выжигать на дощечках: рождение первых шедевров

Как и говорилось, для этого потребуется следующий инструмент:

  • эскиз (он может быть любым, какой больше понравится);
  • дощечки (сосна, липа, береза, ясень, клен);
  • огнеупорная подставка под пирограф (обязательно!);
  • пирограф.

В зависимости от необходимости и особенностей рисунка меняйте насадки, которые всегда держите под рукой

  1. Подготовить дощечку. Зачистить ее мелкой шкуркой. Натереть водно-меловым раствором. Дать дощечке высохнуть (выжигать можно только когда материал будет сухим).
  2. Перенести на дощечку выбранный эскиз.
  3. Включить пирограф. Дождаться пока перо накалится и покраснеет.
  4. Далее с одинаковым нажимом вести пером по контуру и всем элементам эскиза, чтобы появлялась четкая темно-коричневая полоса (или - черная, если хотите).
  5. Выжигание закончено, когда будут прорисованы все части эскиза, и он превратится в полноценный рисунок.

В зависимости от необходимости и особенностей рисунка меняйте насадки, которые всегда держите под рукой. Эта технология для начинающих позволяет быстро научиться мастерству пирографии.

Выжигаем на фанере: самый простой способ

Процесс выжигания на фанере не сильно отличается от пирографии по толстой доске. Приобрести фанерные листы легко на любом строительном рынке. Можно попросить, и ее разрежут на куски, нужного размера. Фанера меньше весит и стоит дешевле, чем другие материалы. В ней отсутствуют вредные смолы. Выбирать нужно фанеру из березы, сосны, бука, толщиной не более 2 сантиметров.

После выбора фанеры процесс идет по уже приведенной схеме.

  1. Фанеру необходимо зачистить. Намочить раствором мела и воды. Дать фанере высохнуть.
  2. За время просушки надо выбрать эскиз, карандаш, копировальную бумагу.
  3. Как только фанера высохнет - начинайте переносить эскиз на фанеру.
  4. Включите пирограф - он должен обязательно стоять на подставке.
  5. После того, как пирограф раскален, а эскиз перенесен на фанеру, начинайте работу.

Процесс выжигания на фанере не сильно отличается от пирографии по толстой доске

Самому, соблюдая эту простую технологию, можно выжечь все, что угодно: от простой надписи до настоящей картины. Сделать это легче, чем кажется.

Какие насадки лучше приобретать

Достаточно приобрести для начала набор насадок. Вот так выглядит отличный набор, опробованный опытным путем.

Выжигание по дереву крайне интересное дело. Этот процесс представляет собой нанесение рисунка на деревянную основу при помощи специализированного паяльника. Хорошо снимает усталость, напряжение, да еще и создает уют в доме посредством самодельного творчества, которым можно украсить стены. Так же может послужить прекрасным подарком на праздник друзьям или родственникам, коллегам по работе. Сейчас ознакомим вас с правилами работы с выжигательным прибором.

Основы выжигания

Что-бы выжигание по дереву доставило вам только счастье, к данному процессу отнеситесь с большим вниманием. Ниже приведем для вас полезные правила, которые должны помочь вам в этом процессе.

Итак, прибор вы уже приобрели. Теперь надо создать контур рисунка на деревянной основе. Можно еще дополнительно купить некоторые элементы прибора для последующего удобства работы по дереву.

Сами приборы существуют 2 видов – простой, с одним тепловым режимом и сменными насадками, и более продвинутый, у него проволочный наконечник, есть 2 пера и регулируется нагревание. Цена этих моделей от 700 руб и до неск. десятков тысяч.

  • Насадки, разные по толщине, облегчат и ускорят работу с разнообразными линиями и контурами.
  • Оксид алюминия и ремень – они нужны для регулярной чистки насадок и самого прибора.
  • Плоскогубцы.
  • Специальный держатель или глиняный горшок для паяльника, куда его можно будет поместить для остывания.

Материал для выжигания. Если вы новичок в этом деле, то лучше начать с мягких пород дерева, процесс осваивать будет намного легче. К примеру, остановите свой выбор на сосне, березе, липе, клене или ясене, а вообще самый мягкий материал – это бальза, она считается номером один по шкале жесткости, замыкает эту шкалу на 10 месте птерокарпус. Чем жестче дерево, тем темнее оно на вид. Осмотрите доску с обеих сторон, и для работы выберите ту, что более гладкая.

Теперь берем прибор для выжигания. Пару минут он будет нагреваться, лучше держать его на подставке или в глиняном горшке, выше мы уже об этом упоминали. А брать и класть паяльник лучше с помощью плоскогубцев, что бы избежать ожога.

Доску надо шлифануть перед началом работы, в этом нам поможет наждачка 20 номера. Ее надо обмотать вокруг доски или прикрепить к бруску и равномерно зашкурить поверхность. Шлифовать лучше вдоль волокон, если поперек, то появятся неровности, а вот шкурение в соответствии с естественным ростом волокон поможет избежать этой проблемы. По окончанию шкурения протрите поверхность сырым полотенцем, оно уберет древесную пыль и опилки. Наносить рисунок станет гораздо удобнее.

Наносите рисунок штриховкой, так легче будет стереть неверные линии, и управлять карандашом. Не надо слишком давить на грифель, что бы четче прорисовать рисунок.

Никакой спешки при выжигании. Независимо от материала дерева, процесс будет небыстрым, поэтому запаситесь терпением. И при работе учтите:

Надо давить на выжигатель. Для новичков актуально равномерное давление по всему рисунку.

Дольше держите паяльник на одно месте – линия получится глубже и темнее.

Водить паяльником намного легче вдоль волокон, поэтому поверните доску волокнами вниз при работе. Против волокон будет сопротивление, и потребуется приложить усилия.

Экспериментируйте с насадками. На небольших дощечках опробуйте все насадки, какие у вас имеются. Потом будете уже иметь представление об их эффектах, и знать, где их лучше применить, на каких элементах рисунка.

Перенесение рисунка на деревянную основу

Всем интересно то, как выжигать по дереву. Поэтому в данной статье представлена информация для начинающих. Есть три основных способа нанесения\перенесения рисунка на дерево, какой выбрать – смотрите сами. Можно еще нарисовать рисунок самому, а можно взять уже готовый вариант.

Если вы художник или имеете художественные задатки, вам будет просто нарисовать или срисовать рисунок карандашом на деревянную основу.

Еще вам может помочь графитовая бумага, если с рисованием у вас не очень. Она действует по принципу копировальной бумаги – положите ее масляной стороной на дерево, закрепите скотчем, и сверху наложив листок с изображением, обведите его контуры. Затем снимите скотч и графитовую бумагу и прорисуйте карандашом уже на дереве нечеткие линии рисунка.

Есть еще чернильная насадка, она так же вам поможет при нанесении рисунка на дерево. Это происходит при нагреве насадки. Отпечатанную картинку из инета, лучше печатать на лазерном принтере, положите листок рисунком вниз, на дерево, и нагретой насадкой водите по контурам, пока те не начнут опечатываться на поверхности дерева.

Практика

Стоит отметить то, что выжженные картинки на дереве смотрятся очень интересно. И в этой статье мы предлагаем важные правила данной работы. Нужно разместить дощечку так, что бы она была на доступном расстоянии в любой точке выжигания, и при этом безопасно, что б не обжечься в процессе работы.

Начинать выжигать лучше с внешних контуров рисунка. Если там что то не получится сразу, то это можно будет исправить чуть позже, просто отшлифовав неполучившийся участок.

На некоторых породах деревьев нужно проходить паяльником по несколько раз одно место. Если не будете сильно нажимать на выжигатель, то останется больше сил, а рука меньше устанет, и тогда сможете неторопясь сделать качественную работу. Начинайте работу с движений к себе, а не от себя.

Выжигайте сначала первостепенные, основные линии, потом уже наносите штрихи рисунка.

Далее переходите к текстуре и теням. Можно сделать рисунок обычный 2D, а можно со специальными насадками освоить более интересный и трендовый 3D. Сперва потренируйтесь на изнаночной стороне работы, или на ненужной дощечке.

Раскрасить цветом. Можно оставить все как есть, а можно сделать рисунок цветным, применив для раскрашивания акварель, акварельные карандаши.

Регулярно очищайте насадки, тогда получите качественную работу. Ведь на чистых насадках и теплоотдача будет максимально эффективной, а в очистке поможет оксид алюминия и ремень либо колодка шлифовальная. Снять насадку лучше плоскогубцами, чтобы не заморачиваться, достаточно ли она остыла, затем окунуть ее на пару минут в холодную воду. Ну, а далее, собственно, процесс чистки.

Вентилятор. Если при работе у вас получается очень много дыма, то нелишним будет прибегнуть к помощи вытяжного вентилятора. Ведь дым – не самая полезная вещь для легких, особенно в закрытом помещении.

Теперь, по окончанию работы, нужно основательно просушить доску и нанести заключительные штрихи.

Обратите ваше внимание на:

  • Горячий паяльник, а если его надолго оставить без присмотра, это может привести к его возгоранию и последующему пожару.
  • Лучше проводить процесс выжигания в проветриваемых помещениях, ведь дым может пагубно отразиться на легких, вплоть до смерти.

Самый интересный процесс - это выжигание по дереву. Здесь можно выжечь рисунки или узоры. Однако данная работа подразумевает наличие определенных приборов. Нужные вещи для работы:

  • Выжигательный прибор.
  • Оборудование переменной температуры.
  • Графитовые карандаши.
  • Скотч малярный.
  • Белый ластик – клячка.
  • Наждачные пилочки – несколько сортов.
  • Бумага наждачная 200-250 либо ткань, покрытая карбидом кремния.

В заключение

Надеемся на то, что наша статья позволила узнать вам о том, как правильно выжигать по дереву. Знайте о том, что это занятие крайне увлекательно. Но в этом случае могут потребоваться некоторые усилия и также навыки.

  1. Вспомни, что называют отделкой.
  2. Какие подготовительные технологические операции выполняют перед отделкой изделий?
  3. Какие техники отделки изделий тебе известны?

Выжигание – самый древний традиционный способ декорирования изделий из древесины и древесных материалов. Истоки искусства выжигания достигают тех далеких времен, когда человек сумел сделать из металла первые примитивные орудия и инструменты и заметил, что прикосновение раскаленного в огне металла может оставить на древесине заметный след в виде темного обугленного места: точки, пятна или линии. Техникой выжигания в древности украшали детали архитектуры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п. (рис. 137).

Рис. 137. Изделия, украшенные выжиганием

Рис. 138. Орнаменты для выжигания: а – геометрические; б – растительные

Техника выжигания была несложной: орнамент наносили на поверхность раскаленным железным писаком (теперь для отделки используют электровыжигатели). Основными орнаментальными мотивами были разнообразные сочетания преимущественно прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломаные и волнистые линии (рис. 138, а). Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде деревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. 138, б). В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания на древесных материалах – пирография и пиротипия.

Дословно слово «пирография» обозначает рисование огнем (в переводе с греч. языка пир – огонь, графо – писать, рисовать). В школьных мастерских выжигание рисунков техникой пирографии выполняют электрическим прибором для выжигания, который называется выжигателем (рис. 139). Он состоит из корпуса 1, соединительных проводов 2, нагревательного наконечника (пера) 4, закрепленного в пластмассовой ручке 3. Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя 5. Перо выжигателя изготавливают из специального сплава, который при прохождении по нему электрического тока накаляется. В комплекте выжигателя должен быть набор переменных наконечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков (рис. 140).

Рис. 139. Устройство выжигателя

Кроме проволочных выжигателей, при массовом производстве одинаковых изделий широко используют стержневые выжигатели (рис. 141, а). Они имеют набор переменных штампов (стержневых насадок, рис. 141, б), с помощью которых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. 141, в).

Рис. 140. Сменные нагревательные наконечники (перья)

Рис. 141. Стержневой выжигатель: а – общий вид; б – стержневые штампы; в – элементы выжженных орнаментов

Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности. Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные материалы из березы, осины, ольхи, тополя, липы и явора. Древесина этих пород имеет светлую однородную структуру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливаются, а рисунок приобретает четкость и выразительность.

Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия тщательным образом шлифуют. Затем на подготовленную поверхность переносят рисунок для выжигания. Наиболее распространенным является способ перенесения изображения с помощью копировальной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на подготовленную поверхность блестящей стороной. Сверху размещают рисунок, прижимая его рукой или фиксируя с помощью кнопок (рис. 142). Лучше всего использовать для фиксирования кнопки с пластмассовыми ручками.

Рис. 142. Фиксирование рисунка с помощью кнопок

Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят карандашом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисунка, его следует отксерокопировать и для работы пользоваться ксерокопией. При отсутствии ксерокса рисунок с оригинала следует перенести на кальку, а потом – с помощью копировальной бумаги – на заготовку. Калька – это прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или другое графическое изображение для точного его копирования. Большое количество одинаковых изображений наносят на заготовку с помощью заранее подготовленных трафаретов. Выбранный для отделки изделия трафарет закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов (рис. 143). При этом необходимо следить, чтобы перепонки трафарета не сломались.

Рис. 143. Размечание по трафарету: а – трафарет; б – изображение контуров на заготовке; в – выжженное изображение

Рис. 144. Рабочая поза при выжигании

Рис. 145. Держание ручки выжигателя с пером

Рабочая поза при выжигании должна быть удобной для работы, а руки – свободно расположенными на столе. Детали изделия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом к лучу зрения. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30...35 см (рис. 144). При выжигании быстро устают глаза, поэтому каждые 10...15 мин следует делать небольшие перерывы.

Для выжигания прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до темно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше). Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пером держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий – так, как карандаш при рисовании. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво и надежно лежать на столе (рис. 145). Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (рис. 146).

Самым простым способом является выжигание точками (рис. 146, а). Точки образуются благодаря легким прикосновениям пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и расстоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоянии одна от другой, образуются линии, которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также прием образования штрихов за счет медленных коротких движений пера по контуру рисунка (рис. 146, б).

Рис. 146. Способы выжигания: а – точками; б – линиями; в – комбинированный

Рисунок 146, в выполнен сочетанием первых двух способов выжигания. Такой способ называют комбинированным. Меняя перо на более толстое и тонкое, двигая его медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глубины. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщенных (более темных) и едва заметных штрихов. Контурные линии могут иметь одинаковую толщину (рис. 147, а). Но более сложные и выразительные изображения образуют из линий, имеющих разную толщину (рис. 147, б).

Рис. 147. Контуры выжигания: а – линиями одинаковой толщины; б – линиями разной толщины

При выполнении сложного изображения с большим количеством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом. Прежде чем выжечь новый штрих, следует дать остыть соседнему, чтобы не пережечь перепонку между ними. Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно пользоваться разными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизонтальные линии, соединить разные приемы и т.п.

Слово «пиротипия» обозначает огненный оттиск (в переводе с греч. языка пир – огонь, типос – оттиск, отпечаток). Эта техника термического декорирования дает возможность украшать изделия из древесных материалов выразительными орнаментальными узорами. Для их создания используют специальные стержневые насадки (рис. 148). Используя стержневой выжигатель, выжженное изображение формируют с помощью штампования, то есть рисунок образуется сочетанием выжженных отпечатков одного или разных штампов (рис. 149).

Рис. 148. Стержневые насадки: а – штампы; б – накатки

Рис. 149. Образование изображения штампованием: а – разными штампами; б – накатками

Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем на пробной дощечке. Для этого выжигатель со штампом ставят перпендикулярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая выжигатель, можно получить необходимую расцветку рисунка. Если штамп круглый, то делают выжигателем круговые движения. Для достижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фанеры или древесины.

Способ пиротипии чаще всего используют при изготовлении большого количества одинаковых изделий. Сочетание пиротипии и пирографии дает возможность ускорить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией образуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приемов пирографии (рис. 150).

Рис. 150. Сочетание пиротипии и пирографии

Закончив выжигание рисунка, украшенную поверхность тщательным образом зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Шлифование следует производить с помощью шлифка, очень осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить граней выступов. Пирографию также сочетают с обычным раскрашиванием (рис. 151). Раскрашивание подчеркивает выжженный рисунок, придает контурному изображению яркость и изысканность.

Рис. 151. Отделка изделий пирографией с раскрашиванием

Рис. 152. Рисунок, выжженный лазером

Рис. 153. Настольный лазерный аппарат

Развитие компьютерных технологий дает возможность использовать для отделки изделий выжиганием современные достижения техники. Самой известной является лазерная технология, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом – лазером (рис. 152). Для выполнения работ небольших объемов с мелкими заготовками используют настольные лазерные аппараты (рис. 153). Они имеют относительно малые размеры, оборудованы небольшим рабочим столом для крепления заготовок (400х400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.

Лабораторно-практическая работа № 9. Тренировочные упражнения по выжиганию

Оборудование и материалы: подготовленный кусок фанеры, выжигатель, карандаш, линейка, циркуль, шлифовальная шкурка, шлифок, огнеупорная подставка.

Последовательность работы

  1. Разметь и выжги ряд одинаковых точек по прямой линии, по дуге, по кругу.
  2. Разметь и выжги прямые и волнистые линии, круг.
  3. Разметь и выжги круг. Выполни тонировку образованного круга с помощью точек.
  4. Выполни шлифование выжженной поверхности.

Практическая работа № 5. Отделка изделий выжиганием

Оборудование и материалы: заготовка из фанеры, шлифовальная шкурка, шлифок, рисунки для выжигания, копировальная бумага, карандаш, огнеупорная подставка.

Последовательность работы

  1. Выполни шлифование поверхности заготовки с помощью шлифовальной шкурки и шлифка.
  2. По заданию учителя, рисунку, разработанному самостоятельно или по аналогии к нижепредставленным изображениям (рис. 154), нанеси рисунок на поверхность заготовки.
  3. Выполни выжигание рисунка.
  4. Зачисти выжженную поверхность шлифовальной шкуркой.
  5. Проверь качество выполненной работы.

Рис. 154. Рисунки для выжигания

При работе выжигателем необходимо соблюдать следующие правила безопасного труда:

  1. Включать прибор в электросеть и приступать к работе можно только с разрешения учителя.
  2. Прежде чем начинать выжигание, следует положить под ноги резиновый коврик и подготовить все необходимое для работы.
  3. Нужно следить, чтобы перо выжигателя было нагрето до темно-красного цвета. При необходимости следует отрегулировать температуру прибора с помощью регулятора. Нельзя проверять степень нагревания пера пальцами рук на ощупь.
  4. Не следует низко наклоняться над местом выжигания. Берегите руки и одежду от касания пера!
  5. После 10...15 мин работы прибор необходимо выключать из электросети на 2...3 мин.
  6. Во время работы необходимо периодически проветривать помещение или работать под вентиляционной вытяжкой.
  7. Нельзя оставлять прибор включенным даже во время кратковременных перерывов.
  8. Разогретый наконечник выжигателя или штамп следует класть на огнеупорную подставку.
  9. Необходимо следить за степенью нагревания наконечника прибора и своевременно регулировать его температуру.
  10. После окончания работы выжигатель нужно выключить из электрической сети.

Новые термины

выжигатель, выжигание, комбинированное выжигание, лазер- ное выжигание, пирография, пиротипия.

Основные понятия

  • Выжигание – нанесение раскаленным предметом определенных линий, орнаментов и т. п.
  • Выжигатель – прибор, предназначенный для нанесения на поверхность заготовки из древесных материалов знаков, линий, фигур, орнаментов раскаленным наконечником.
  • Лазер – интенсивный узкий тепловой пучок света.
  • Наконечник (перо) выжигателя – деталь, предназначенная для нанесения рисунка на поверхность заготовки в результате ее нагревания.
  • Обугливание – покрытие поверхности заготовки слоем угля.
  • Регулятор выжигателя – элемент устройства, предназначенный для регулирования температуры нагревания пера.

Закрепление материала

  1. Какие виды отделки ты знаешь?
  2. Заготовки из каких пород древесины лучше использовать для выжигания? Объясни почему.
  3. Как регулируется степень накала пера выжигателя?
  4. Какие правила безопасности следует соблюдать при выжигании?
  5. Какие способы перенесения рисунка на заготовку тебе известны?
  6. Почему детали из древесины и фанеры зачищают шлифовальной шкуркой вдоль волокон?

Тестовые задания

1. Как правильно отшлифовать детали из древесины?

    А вдоль волокон
    Б поперек волокон
    В под углом 45°

2. Какими инструментами выполняют петриковскую роспись?

    А карандашами
    Б шариковыми ручками
    В кистями
    Г выжигателем

3. «Зернышко» – это

    А зерно пшеницы
    Б зерно кукурузы
    В элемент петриковской росписи
    Г выжженный элемент орнамента

4. Пирография – это

    А комбинированное выжигание
    Б выжигание линиями
    В выжигание штампами
    Г выжигание точками

5. Степень накала пера выжигателя регулируется

    А породой древесины
    Б соединительными проводами
    В ручкой регулятора
    Г пластмассовой ручкой пера

6. Пиротипия – это

    А выжигание точками
    Б выжигание черточками
    В выжигание линиями
    Г комбинированное выжигание
    Д выжигание штампом