18.11.2023

Одеяло из лоскутков как называется. Схемы шитья лоскутным шитьем: пэчворк что это такое, видео, история стиля, уроки техники, стежка, виды пэчворка


Техника лоскутного шитья с давних пор известна во многих странах. Заключается она в составлении разнообразных композиций - мозаичных узоров - из выкроенных по шаблону лоскутков ткани, как пестрых, так и однотонных. У нас такое творчество получило название лоскутной (ситцевой) мозаики.

В композициях, выполненных в данной технике, отсутствуют видимые швы на лицевой стороне изделия, в отличие от аппликации (нашивания лоскутков на единый фон). Оба направления могут присутствовать и прекрасно сочетаться друг с другом в одном и том же изделии.

История лоскутного шитья интересует многих. Как и когда возникла эта необычная традиция "собирать" вещи из кусочков ткани? В какой стране она зародилась? Давайте ненадолго перенесемся в прошлое.

История возникновения лоскутного шитья

Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами. В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами. В 1920 году английским археологом А. Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников.

История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна. Есть предположение, что ремесло сие пришло с Востока вместе с возвращавшимися из крестовых походов рыцарями, которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани. Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества.

Западное название такой техники - пэчворк. Этот практичный и недорогой вид декоративно-прикладного творчества первоначально существовал в Англии, куда с XVI века свозили из Индии отличные ярких узоров и расцветок. Характерным признаком достатка в доме служило роскошно декорированное набивным рисунком или вышивкой индийское одеяло.

Англия как родина пэчворка

Так как подлинные колониальные товары далеко не всем были по карману, достаточно быстро английскими мануфактурами было освоено производство подделок - одеял местного производства, выполненных из привозных тканей. С 1712 года правительством Англии в целях развития собственной мануфактурной промышленности было запрещено ввозить в страну и продавать индийский ситец и изделия из него. С тех пор история лоскутного шитья в стране получила толчок к развитию.

Ситец стал контрабандным и дорогим. Пошив из него одежду, бережливые англичанки остатки ткани пускали на другие изделия - в основном аппликации для шерстяных и льняных полотен. Самые мелкие лоскутки собирались в мозаику, образуя единое полотно.

История лоскутного шитья в России

В нашей стране упоминания о данной технике встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета это искусство достигло в конце XIX в., что связано началом развития производства ситца машинным способом на мануфактурах и повсеместным распространением недорогих тканей из хлопка с набивным рисунком. Таким образом, в нашей стране вся история лоскутного шитья кратко сводится к появлению промышленного производства в текстильной сфере.

Ситцевые рубахи и сарафаны прочно обосновались в обиходе. Украшением их, как правило, служил лоскутный орнамент. Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий - и одеяла, и занавески, и коврики, и подушки, и многое другое.

Сделано в России

История лоскутного шитья в нашей стране традиционно сводится к технике "деревенских" узоров - немудреной мозаики из треугольников, квадратов, полосок и контрастных вставок яркого цвета. Наиболее интересными и примечательными можно назвать объемные технологии, характерные для русского шитья.

Суть такой технологии заключается в следующем. Все лоскутки вырезаются по лекалу в виде квадрата или круга и складываются треугольничками. Те группируют рядами и по кругу пристрачивают к основе, которой служит плотная ткань. Другой вариант - ткань разрезается на полосы, из которых скручиваются длинные жгуты. Затем плетется косичка-шнур. Несколько таких косичек разного цвета выкладываются на ткань по кругу и сшиваются друг с другом.

А в наши дни?

В ХХ веке (а именно в 70-е годы) произошел новый всплеск моды на одежду, украшения и интерьеры в фольклорном стиле, на волне которого возродился интерес к данной технике. Этим видом народного творчества заинтересовались музеи, принявшиеся собирать образцы изделий.

В результате появились целые коллекции шедевров народного (что неудивительно, ведь история лоскутного шитья насчитывает многие десятилетия). А хранятся они во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства Москвы, Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Музее ивановского ситца и множестве городских краеведческих музеев. Лоскутная техника привлекла огромное число современных художников-профессионалов.

Легко ли шить из лоскутков?

Эта техника не так проста, как может показаться на первый взгляд. От художника требуется не только владение навыками шитья, но и тонкое чувство стиля, цвета и, конечно, же, вкус. Хороший результат возможен лишь при высокой точности кроя и сшивания элементов. Разница буквально в несколько миллиметров может привести к перекосу всего изделия. Требуется в совершенстве владеть как ручной, так и машинной стежкой (термин "стегать" означает прошивать насквозь прокладку из ваты, слоя ватина или любого другого материала, помещенную между двумя слоями декоративной ткани). Стежка может иметь различные узоры, которые дополнительно украшают изделие.

Чего только не шьют мастерицы из разноцветных лоскутков! Ими создается множество разнообразнейших вещей - от одеял, скатертей, подушек, занавесок, прихваток, ковриков до панно и картин, а также сумок, жакетов и жилетов. Имея развитый вкус, художница обладает полной свободой в выборе тканей и составлении своего собственного, всегда неповторимого рисунка.

Овладение тонкостями данного самобытного искусства требует терпения и запаса времени. Начинающим рукодельницам можно посоветовать взяться за несложное изделие маленького размера, например, прихватку. При изготовлении любого предмета в лоскутной технике прежде всего нужно освоить соединение пары различных по цвету прямоугольных треугольничков одного размера в квадрат, затем составление из подобных квадратов полосы, после чего уже следует сшивание ряда полос в сплошное полотно.

Что требуется от художника

Необходимая составляющая успеха - наличие аккуратности и художественного вкуса. Чтобы композиция не рябила в глазах, кусочки ткани обязаны гармонировать друг с другом по цвету. Удачное геометрическое решение может придать композиции поистине неповторимый колорит. Сложность возникает при работе с лоскутками, имеющими, помимо основного узора, множество дополнительных цветов и оттенков. Составляя единое полотно, мастеру приходится ежеминутно проверять достигнутый эффект. И главным в его работе выступает не теория цветовых сочетаний, а собственная интуиция.

Поражает и притягивает внимание необычайное разнообразие лоскутных поделок. В убранстве кухни в глаза бросаются скатерти, нарядные салфетки, пестрые прихватки, в спальне - одеяла, всевозможные пледы и наволочки. Попадая в гостиную, мы обращаем внимание на а в гардеробе хранятся аксессуары в виде кошелька, сумки и даже одежды - ею может быть уютный или в народном стиле.

Современные тенденции

В наши дни лоскутное шитье привлекает как художников-профессионалов, так и мастеров-любителей. Кто-то увлечен пошивом одеял, сделав национальное искусство, другой выбрал изготовление одежды, обогащенной декоративным многообразием народного русского костюма.

В любом из случаев прослеживается переплетение современной техники шитья с народными традициями, а посредством того - проникновение в культурное наследие прошлого. Для лоскутных работ русского стиля характерна особенная яркость, «веселье» красок. В узорах всегда присутствует многоцветие, там непостижимым образом гармонично сочетаются разнообразные пестрые мотивы, ткани нескольких фактур.

В ряде российских городов поклонники этого самобытного замечательного творчества организовали свои клубы. Любители лоскутного шитья проводят совместные акции, встречи, выставки и фестивали, вплоть до реализации международных проектов.

История развития лоскутного шитья отнюдь не завершена и в наши дни. Во всем мире такое ремесло возрождается заново, многие страны претендуют на приоритет в данной сфере прикладного творчества. Пожалуй, правильнее всего считать его интернациональным искусством - принадлежащим целому миру. Как и прочие способы художественного самовыражения, оно служит доступным и понятным языком взаимодействия представителей разных конфессий и наций.

Начинать всегда нелегко. Лоскутному шитью тоже надо учиться. Не все сразу получается: руки не слушаются, глазомер подводит. Для этого и существует опыт мастеров. Освоив видео уроки, фото материалы и мастер-класс с их советами и секретами, можно смело воплощать в жизнь любую идею – от изготовления простой прихватки до новой обивки дивана.

Очень популярен сегодня пэчворк – рукоделие, в котором из цветных лоскутов ткани собирают цельное изделие с задуманным узором по принципу мозаики. Результатом такого увлекательного процесса может быть узнаваемое изображение каких-то предметов, геометрические орнаменты или причудливые узоры. Идеи для пэчворка можно брать из фото и видео уроков, а также мастер–классов.

Первоначально лоскутки сшивали из-за экономии материала, и пэчворк имел совершенно конкретные задачи. Теперь техника лоскутного шитья - это желание творить красоту, наслаждаясь этим волшебным действием. Стёганые покрывала, декоративные панно, одеяла и подушки, прихватки для кухни, обновленная мебель, одежда радуют глаз.

Основы лоскутного шитья:

  1. Точность и аккуратность . Техника пэчворк – технология не сложная, но воплотить задумку, как в МК, не всегда просто. Гарантия успеха в пэчворке – точность и аккуратность. Выкройки деталей прихватки или одеяла должны быть точными и очень аккуратно сшитыми. Ткань требует предварительной обработки (декатировки). Ее надо замочить или постирать, высушить и отутюжить, рассортировать по цветам.
  2. Работа с утюгом . Утюг в пэчворке – важный инструмент. В ходе работы швы надо обязательно утюжить, при декатировке тканей их также надо гладить. Готовые прихватки или сумки отпаривают с лицевой стороны и обязательно в одном направлении. Швы также надо заглаживать в одну сторону. Тогда они не осыпаются и будут прочными. Припуски на швы разглаживают с изнанки, чтобы на лицевой стороне не оставалось следов. В сложных блоках, где встречаются швы разного направления, припуски каждого следующего ряда утюжат в другом направлении. На лицевой стороне гладят в точках пересечения швов. Если полосы слишком длинные, их надо располагать на гладильной доске не по горизонтали, а по вертикали – они не будут морщиться и растягиваться. Слишком плотную ткань увлажняют и отпаривают. Ткань гладят по долевой в температурном режиме, соответствующему виду ткани.
  3. Секреты шитья . Неаккуратно сшитые фрагменты будущей прихватки или салфетки, неровные швы, даже незначительное несовпадение размеров уничтожат лоскутное шитье для начинающих. Поэтому лоскуты надо вшивать очень точно. Начинающим мастерицам помогут шаблоны в виде рамки, которые изготовлены на миллиметровой бумаге с нанесенной на ткани линии шва. До начала грандиозного проекта рекомендуется сшить блок-образец. Он поможет проверить точность раскроя, отрегулировать работу швейной машины. На образце легко видеть все погрешности – это сэкономит и время, и силы.

Вообще, к технике пэчворк надо относиться серьезно, обдумывая все цветовые сочетания даже для прихватки – ведь они, как и неаккуратная работа, могут испортить вещь и отбить охоту осваивать такое увлекательное рукоделие.

Мастер класс: блок из квадратов (видео)

С чего начинать лоскутное шитье

Для начала собирают все обрезки тканей, сортируют их по фактуре и цвету, и приступают к созданию схемы. Можно и наоборот: придумать узор или найти на МК, фото и видео, а потом из купленных тканей нарезать заготовки.

Второй шаг – создание эскиза прихватки, подушки или салфетки. Начинающим рукодельницам лучше использовать готовые схемы из журналов или МК из Интернета.

Процесс соединения лоскутков в целое полотно:

  • Сшивание деталей прихватки или покрывала;
  • Соединение блоков в одно целое;
  • Пришивание подкладки

Кроме шитья, есть ещё и вязаный пэчворк, где крючком и контрастной нитью лоскуты соединяют друг с другом.

Кроме ниток, ткани и машины, в технике пэчворк используют:

  • Роликовый резак или ножницы;
  • Булавки, иглы;
  • Швейная машинка;
  • Карандаш или мел;
  • Картон или мягкий пластик;
  • Вязальный крючок.

В магазинах рукоделия можно найти наборы для пэчворка – со схемами узоров, МК.

Лоскутное шитье: схемы, шаблоны

Схемы и шаблоны можно составлять самостоятельно или брать готовые выкройки из интернета, книг или журналов. Шаблоны вырезают по контуру детали, учитывая припуски на швы. Материалом для изготовления может быть картон, плотная бумага, пластик. Для точности на картон можно наклеить миллиметровую бумагу, а потом уже вырезать фигуру задуманного размера. При изготовлении криволинейных заготовок на внешнем контуре шаблона надо сделать продольные разрезы-насечки – по ним удобно намечать швы при соединении лоскутов.

Фото и видео уроки по лоскутноу шитью предлагают схемы, шаблоны и МК

Правила кроя

Самые удобные шаблоны – рамки. Внутренняя часть должна соответствовать размерам фрагмента в готовом виде, внешняя учитывает припуски на швы. Ширина такой рамки и является величиной припусков. Изготавливая выкройку, рамку надо обвести дважды, а вырезать только по внешнему контуру. Внутренний контур будет показывать линию шва. На ткань выкройку переносят мелом или мылом, любая ручка оставляет следы на лицевой стороне. Раскрой делают только по долевой нити, чтобы впоследствии сшитые детали не вытягивались и не перекашивались. Вырезают лоскуты обычными ножницами или специальным резаком. Роликовый нож намного упрощает процесс, отрезая длинные полосы, которые легко кроить на более мелкие детали. Не обойтись без резака когда шаблоны изогнуты.

Выбор узора

В технике пэчворк существует 3 вида изделий :

  • Полотно , сшитое из лоскутков , где детали собирают шов в шов. Форма лоскутов может быть правильная, геометрическая (традиционное шитье) или произвольная (крэйзи-пэчворк). Смотрите видео уроки.
  • Стеганные изделия (квилтинг) шьются из целого полотна, узор на котором создают при помощи стежки.
  • Аппликация – на основу красиво накладывают кусочки других тканей, пришивают и простегивают.

Лоскутная техника для начинающих

Узор можно создавать на основе одной повторяющейся фигуры, для чего для каждой детали вырезают бумажные шаблоны и приметывают к нему лоскут. Припуск для шва заворачивают за край и еще раз приметывают. Это традиционная английская техника.

Техника с блоками – более современная: куски ткани треугольной или квадратной формы сшивают в блоки, составляя геометрический узор. Простой блок можно составить из небольшого числа крупных деталей. На такую работу уходит меньше сил и времени. Ее часто используют видео уроки и МК.

Известна и техника пэчворка из полос. От предыдущего варианта она отличается тем, что фрагменты собирают в полосы, потом их соединяют в полотно. Блочная техника удобны тем, что лоскуты сшивают сразу на машинке.

В крейзи-пэчворке лоскуты нашивают по типу аппликации: отдельные лоскуты произвольной формы красиво накладывают на полотно и пришивают. Прихватки, покрывала, чехлы выходят двухслойные.

Лоскутное шитье: видео уроки для начинающих

Лоскутное шитье: мастер класс для начинающих

Особый уют в интерьере создают предметы ручной работы, в частности, красивые и удобные подушки. Попробуем сшить по МК декоративную наволочку с объемной аппикацией «Роза». Для работы можно взять любые лоскуты, главное – чтобы они удачно сочетались по цвету. Не забудьте подготовить ткань – выстирать, прогладить.

Мастер-класс «Подушка с аппликацией»

Пошаговая инструкция .

  1. Начать удобно с заготовки квадратов. Их количество и размер определяют размеры подушки.
  2. Потом из ткани надо вырезать круг. На серединку положить кусочек ткани и какой-нибудь наполнитель для объема (вату, синтепон). Закрепить по кругу машинным швом. Середина готова.
  3. Квадраты из лоскутов сложить по диагонали, как на фото, пришить вокруг средней заготовки по кругу – штук 3-5.
  4. На следующий круг надо приготовить крупные квадраты соответствующего цвета. Продолжать до конца задуманного размера цветка.
  5. Пришитые лепестки надо подрезать по кругу.
  6. Готовые розы красиво распределяют на наволочке и закрепляют на изделии швом зиг-заг, широкой плотной строчкой. Розочка имеет вид объемной аппликации.
  7. По желанию букет можно дополнить листочками,вырезанными из лоскутов подходящего цвета. Смотрите на фото мастер-класс пошагово. Одеяло в МК сделано в технике «крейзи пэчворк» (можно посмотреть видео уроки), и состоит оно из квадратов 30х30 см. Для односпального одеяла надо 24 заготовки, для двуспального – 36. Допустим, узор будет складываться из 4-х видов ткани.

Мастер-класс «Лоскутное шитье для начинающих – одеяло»

Инструменты и материалы:

  • 1 м ткани каждого цвета (ширина 220 см) – по 6 или 9 квадратов 45х45 см;
  • Для подкладки – 170 см или 220 см (запас снизу уходит после того, как одеяло простегают);
  • Синтепон аналогичных размеров;

Пошаговая инструкция МК:

  1. Нарезать квадраты и уложить в стопку, чередуя цвета.
  2. Разрезать этот слоеный пирог по диагонали или произвольно. Удобно кроить роликовым ножом.
  3. Взять деталь сверху и переложить вниз под стопку таких же элементов. В разрезанной стопке сверху будет 1 деталь 1-го цвета и 1-а – 2-го.
  4. Сшить на машине все квадраты по линии разреза.
  5. На гладильной доске аккуратно разгладить швы на одну сторону или вразутюжку.
  6. Сложить заготовки аккуратной стопкой в том же порядке – сверху квадраты 1-го и 2-го тонов.
  7. С помощью линейки и ножа снова разрезать всю стопку по любой линии (первый шов пересекать можно).
  8. Один из верхних фрагментов переложить вниз под стопку. Сшить и разгладить, не забывая складывать по порядку – теперь лучше совмещать по швам.
  9. Операцию повторяют до последней детали. Оптимальное число швов – 6-10 по горизонтали и вертикали.
  10. После утюжки швов надо подровнять квадраты, чтобы получилась фигура со стороной 32 см.
  11. Собирать одеяло можно по-разному: собрать сначала лицевую часть, потом – простегать с синтепоном и подкладкой. На машинке это сложно. Или простегивать каждый квадрат отдельно, нарезая синтепон и подкладку.
  12. Собрать простеганные квадраты вместе, подровнять и закрыть швы узкой лентой или полосками ткани. Удобно собирать по схеме: ленты по 4-6 квадратов, потом – полосы сшить.
  13. По краю одеяло также надо обшить кантом из однотонной ткани или из кусков лоскутов, как на фото МК.

Поздравляем с обновкой!

Техника квилт (видео)

Узнав элементарные понятия о таком виде рукоделия, как пэчворк и освоив простейшие навыки составления “пазлов” из ткани в единое целое, из разных лоскутов можно создавать креативные предметы быта или декора интерьера.

Лоскутное шитье: красиво и легко для начинающих (фото)

Какие виды пэчворка существуют?

Традиционный пэчворк

В основе этого направления лежит игра с геометрическими фигурами - чаще всего это квадраты, прямоугольники, ромбы и треугольники, которые сшиваются в единое полотно. Непременный атрибут данной техники пэчворка - наличие подкладки, состоящей из цельного отреза ткани. В духе традиционного лоскутного шитья создаются как небольшие предметы интерьера (подушки или прихватки), так и более сложные (одеяла, ковры и покрывала)


Неожиданное применение техники пэчворк для гостиной в стиле лофт: ковер, сшитый из отдельных квадратов, нарезанных из традиционных тканых ковров с рисунками

Crazy пэчворк

отличается от своего традиционного собрата хаотичностью узоров, которые могут иметь любую, даже самую причудливую форму. Как видно из названия (crazy в переводе с английского означает «сумасшедший»), чем более замысловатыми будут использованные лоскуты, тем лучше. Нестандартные аппликации, волнистые линии, применения бисера, бусин, пуговиц и декоративных стежков также приветствуется. Очень красиво смотрятся сумки пэчворк, выполненные в таком стиле.

Crazy-пэчворк: абсолютно любые фигуры и их сочетания, а также любые декоративные швы и материалы на свой вкус

Пэчворк эволюционировал в ногу с тенденциями в предметном и интерьерном дизайне, и сегодня продолжает быть достойным украшением любого дома

В crazy-пэчворке можно использовать любые нравящиеся вам техники шитья

Вязаный пэчворк

подразумевает два варианта: в первом случае матерчатые лоскуты соединяются при помощи вязального крючка и ниток контрастных цветов, а во втором - элементы вывязываются изначально. Чтобы выполнить покрывало пэчворк такого типа или любое другое большое изделие, потребуется немало времени, но результат будет потрясающим.


Вязаный пэчворк — отличное украшение дома для тех, кто ценит винтажные аксессуары и неожиданные сочетания.

Разноцветная геометрия вязаного пэчворка - подходящее украшение для интерьера в стиле 70-х

Вязаные крючком квадраты для пэчворк

Квилтинг

Эта разновидность шитья подразумевает использование стеганой материи. Обычно для создания изделий в этом стиле используется прокладка из синтепона, добавляющая готовой вещи объема. Квилтинг зачастую используется для создания одеял в стиле пэчворк.

Японский пэчворк

Эта техника лоскутного шитья объединила в себе восточную тягу к роскошным шелковым материям и западное использование стеганого материала. Наряду с использованием строгой геометрии здесь находится место и традиционным японским мотивам - пейзажам и растительным мотивам.


Gypsy-интерьер: цыганские мотивы очень удачно создаются с помощью пэчворк

Идея! В последнее время все чаще встречаются так называемые «няшные» сюжеты японского пэчворка - наивные изображения котиков, заек и мишек. Это отличная идея для оформления детской комнаты.

Немного изобретательности и усидчивости — и для декора детской у вас готов милый сюжет с животными в технике пэчворк

Забавная деталь в детской — вигвам, сшитый в технике пэчворк. Шить его можно вместе с ребенком

Атмосфера, с раннего возраста располагающая к творчеству: грифельная стенка, которую можно разрисовывать как угодно, и разноцветное самодельное покрывало-пэчворк

В наше время очень популярны разные способы шитья из лоскутков и разнообразные техники соединения лоскутков. Об особенностях самых распространенных из них мы расскажем в этой статье.

Традиционный пэчворк

Считается англо-американской разновидностью рукоделия, в основе которого положено изготовление цельного полотна из различных отрезов ткани, которые в процессе работы будут сложены в геометрические узоры. Благодаря данному способу появляется возможность сформировать и внушительных размеров покрывала, и маленькие кухонные прихватки. Чаще всего, как покрывало, такие незначительные вещи состоят из лицевой лоскутной стороны и подкладки.

Сумасшедший лоскуток

Данный вид пэчворка заключает в себе способ создания лоскутных полотен с применением непринужденных узоров, кривых полосочек и аппликаций. Помимо прочего, швы в данной технике прячутся под тесьму или вышивку, и таким же образом и само изделие, будь-то покрывало, подушка, сумка или одежда, максимально украшаются ленточками, бусинками, кружевами и другими видами фурнитуры.

Вязанный пэчворк

Считается еще одной разновидностью классического пэчворка. Однако в данной технике применяется немного другой способ скрепления лоскутков. В данном случае отдельные элементы просто скрепляются между собой с применением контрастной нити и крючка для вязания.

Японский пэчворк

Данный способ объединяет в себе восточные и западные традиции. Здесь часто применяется стежка, а в приоритете ставятся шелковые материи, благодаря которым появляется возможность создания изысканного лоскутного покрывала, одежды. Основные орнаменты – это классические геометрические фигуры в виде квадрата, треугольника, ромба, уголка.

Квилтинг

Принято относить квилтинг к более широкому понятию, чем пэчворк. Однако, если брать дословный перевод, то понятие квилтинг означает "стеганое полотно". В данном способе рукоделия орнаменты создаются с применением стежки. То есть в местах соединения двух полотен прокладывается мягкая прокладка (синтепон, вата, ватин). Узор формируется при помощи машинной строчки. Объемное покрывало или одеяло, изготовленное в данной технике, имеет более элегантный вид в сравнении с обычным собранным изделием из лоскутков.

Техника и виды лоскутного шитья

Технология скрепления лоскутов может показаться несложным процессом: как говорится, «вырезай да сшивай», изготавливая при этом собственноручно покрывала, скатерти, подушки, одежду, прихватки для кухни. Однако не все так просто. Лоскутное шитье – мастерство, которое нуждается не только в навыках обращения с иголкой и ниткой, но и понадобится художественный стиль, старание, усердие и скрупулезность.

Смотря на фото готовых изделий, может возникнуть вопрос: «Как возможно создавать настолько разнообразные узоры, применяя похожие детали: блоки из полосочек, квадратики, уголки?». А вся особенность заключается в использовании различных техник, благодаря которым и формируются оригинальные и необычные шедевры, пестрые картинки.

  • Техника «Быстрые квадраты»

Достаточно легкий метод для новичков. Используя этот метод, можно изготовить сборные квадратные блоки (быстрые квадраты), которые необходимо нарезать из заранее приготовленных полосок материи. Благодаря описываемому методу, изготовить внушительных размеров покрывало можно невероятно быстро.

  • Техника «Акварель»

Довольно востребованный метод, применяющий также квадраты. Бывает, что квадраты соединяются в блоки, из которых впоследствии создается полотно. Важным условием для получения удачной вещи считается правильный подбор цветовой гаммы.

  • Техника «Полоска к полоске»

Так называется метод применения полосок материи разных цветов. В процессе собирания рисунка с применением полос, размещение и комбинирование позволяется менять по своему усмотрению. Благодаря такому способу можно с легкостью сформировать веселенький коврик или же огромное лоскутное покрывало в виде паркетных досок, размещенных лесенкой, зигзагом, ромбиком или уголком. На выходе получатся узоры такие, как «Паркет», «Елочка», «Колодец», «Пашня».

  • Техника «Бревенчатая изба»

Также является методом пошива из полос. Данный способ подразумевает под собой собирание полос вокруг главного квадрата и укладывание их по спирали. Одной из вариаций описываемой техники является смещение квадрата в уголок. В том же случае, когда узор должен быть четким, рисунок необходимо составлять из парных полосок одного цвета.

  • Техника «Волшебные треугольники»

Треугольники считаются наиболее востребованным составляющим, применяемым в лоскутном шитье. Помимо того, что данную форму всегда считали наделенной магической силой, треугольник еще и очень удобен в работе. Их них можно с легкостью составить и простой квадрат, и многообразную звезду. Зачастую в лоскутном шитье применяют прямоугольный равнобедренный треугольник. Если сшить пару таких фигур по удлиненной стороне, то можно получить двухцветный квадрат, а если скрепить с коротких боков, тогда можно получить различные узоры из многоцветных полосок. Самыми востребованными узорами считаются: «Мельница», «Алмаз», «Звезда».

  • Техника «Лоскутные уголки»

Ее отличие в том, что уголки не изготавливаются по шаблону, а формируются из квадратов или полосок материи. И уже в дальнейшем полученные уголки можно соединять в полосы, с помощью которых потом и будет формироваться полотно.

  • Техника «Шахматка»

Также применяются квадраты, а точнее квадратики, размещаемые в процессе работы в шахматном порядке из двух контрастных расцветок.

  • Техника «Русский квадрат»

Ее отличие от других заключается в трудоемком сборе узора. За основу взят квадрат, а верхний и нижний ярус сформирован из равнобедренных треугольников. Последующие ярусы формируются, используя полосы и треугольники.

  • Техника «Соты»

Представляет собой плотно собранный шестиугольник, и узор очень похож на соты.

  • Техника «Ляпачиха»

Используя данную технику, на выходе можно получить объемное полотно. В описываемом методе необходимо необработанные цветные полосы материи пришивать на основу.

Виды лоскутного шитья на видео

Лоскутное шитьё

Лоскутное шитьё (также пэчворк , от англ. patchwork ) - вид рукоделия , при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

История

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников. В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка . Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой , считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шелковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.

Традиционный американский узор «Зуб пилы».

Сборка пэчворка «Бабушкин сад» («Соты», «Гексагон»).

В 70-х годах XX века в Америке интерес к пэчворку возродился. Стали популярны квилт-клубы, специализированные магазины предлагают покупателю все необходимые материалы для этого вида декоративно-прикладного искусства, широкий ассортимент тематических книг и журналов. В 1971 году Ив Сен-Лоран создал модель, декорированную лоскутным шитьём, предвосхитив новое направление в моде - увлечение фольклорным романтизмом .

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. «Домострой » содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины . Вещи, создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию. Однако в приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России - «йо-йо» - квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объемные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов , занимавшихся поиском новых средств выражения. После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров .

Материалы и инструменты

Один из наиболее сложных моментов в технике лоскутного шитья - достижение гармоничного, взвешенного цветового решения произведения. Для преодоления этой трудности некоторые начинающие мастера используют цветовой круг . В настоящее время существуют специализированные компьютерные программы, позволяющие рассчитать гамму будущего изделия.

Инструменты

Ткань разрезается ножницами либо резаком-колёсиком на специальной подкладке, последний вариант удобен и обеспечивает бо́льшую точность кроя.

Ткани. Подготовка и раскрой

Наиболее широко применяемые в лоскутном шитье ткани - хлопчатобумажные. Они дёшевы, легки в крое, не скользят при шитье, держат заложенные вручную складки и являются идеальным материалом для начинающих. Недостатки хлопчатобумажных тканей - линька и усадка при стирке. Лён лёгок в шитье, меньше садится, прочен, это популярный материал для подкладок или фона. Льняные ткани сильно мнутся и трудно гладятся. Шёлк благодаря своей деликатной фактуре, естественному блеску, яркости красок смотрится в изделиях очень выигрышно. Однако он даёт сильную усадку при стирке и воздействии высоких температур, сложен в раскрое и шитье, края срезов осыпаются. Редко в сборке лоскутного полотна используется шерсть, тем не менее обладающая рядом достоинств: гигроскопичная , тёплая ткань подходит для изготовления покрывал, подушек, одежды. Края толстых шерстяных тканей не осыпаются, изделия из шерсти отлично держат форму. Кусочки шерсти можно соединять встык при помощи машинного шва «зигзаг». Искусственные и смесовые ткани выглядят нарядно, они не мнутся и отлично стираются, однако способны накапливать влагу. Вискозные ткани сложны в шитье: из-за подвижной структуры полотно скользит, к тому же сильно мнётся и даёт усадку при стирке, вискозу обязательно надо крахмалить. Интересно смотрятся в изделиях ткани (хлопок, шёлк, лён), расписанные или окрашенные вручную.

Картонные шаблоны

Если изделие предполагается использовать в быту, необходимо произвести декатировку ткани - намочить (выстирать без использования моющих средств), а затем высушить и отгладить. Если же шитьё будет изготовлено только из новой ткани и его предполагается хранить в месте, защищённом от пыли (например, под стеклом), декатировку можно не делать, сохранив фабричную пропитку и первоначальную яркость красок. Перед работой, во избежание перекоса тканей, срезаются все кромки. Не рекомендуется рвать ткань, это приведёт к распусканию краёв уже в готовом изделии, так как внутренние швы при лоскутном шитье не обмётываются.

Залогом успеха в сборке лоскутного полотна является высокая точность кроя. Раскрой ведётся при помощи шаблонов, представляющих собой простейшие геометрические фигуры, из картона с намеченными линиями обреза и шва или прозрачного пластика: они позволяют видеть рисунок. В продаже бывают металлические шаблоны для пэчворка с прорезями для разметки линии стачивания. На швы прибавляется от 5 мм (хлопчатобумажные ткани) до 1 и более см (ткани, легко осыпающиеся). При раскладке шаблонов на ткани учитывается направление долевой нити. У четырёхугольных деталей долевая должна совпадать с одной из сторон, у треугольников, шестиугольников - быть перпендикулярной основанию.

Сборка полотна

Блок с узором «Мельница».

Ручная сборка с натягиванием ткани на картонный шаблон

Изделие, выполненное в технике bargello.

Сборка полотна в пэчворке проходит от мелких деталей к более крупным. При последовательном стачивании деталей создаются блоки узоров, из которых и сшивается изделие. Пэчворк можно шить вручную или на машине . Для ручной сборки на изнаночной стороне ткани с помощью шаблона размечается деталь, две детали, сложенные лицевыми сторонами с совмещением линий разметки, смётываются или скалываются булавками и сшиваются мелким намёточным швом (Б. Штауб-Вахсмут на 4 стежка «вперёд иголкой» предлагает выполнять один «стегальный стежок»). Нить аккуратно закрепляется в начале и конце линии шва. При стачивании шва на швейной машине после того, как прошиты две детали, без обреза нити, переходят к соединению последующих пар деталей (так называемое шитьё «флажком», «цепочкой»). Когда шитьё закончено, нити полученной цепочки разрезаются. Ещё один вид сборки - ручной, с использованием ткани, натянутой на картонный шаблон, применяется для блоков типа «Бабушкин сад». На заготовки из картона (при сборке «Бабушкиного сада» используются шестиугольники) натягиваются и скрепляются несколькими стежками лоскуты, выкроенные с учётом припусков на швы. Заготовки с тканью складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются вручную потайным швом.

Одним из простых и быстрых способов сборки полотна является шитьё полосами. Полосы ткани выкраиваются по долевой нити с помощью шаблона и последовательно пристрачиваются на основе. В качестве основы используется хлопчатобумажная или льняная ткань, бумага (удаляется после шитья), флизелин . Чтобы избежать перекоса полотна полосы сшивают, каждый раз меняя направление (например, первая и вторая - сверху вниз, вторая и третья - снизу вверх и так далее). Припуски швов заглаживаются, если возможно, на сторону более тёмной ткани. Заутюживание швов в одну сторону добавляет прочности изделию. На сборке полотна полосами основана техника bargello : сшитые полосы разрезаются в поперечном направлении, а затем снова собираются в полотно со смещением. Такой приём при использовании гармонично подобранных тканей разных оттенков одного цвета, оттеняемых контрастными, создаёт эффект плавного перехода.

Для облегчения и ускорения процесса сборки выпускается неклеевой флизелин для пэчворка с размеченной сеткой геометрических фигур (квадратов или треугольников).

При сборке блоков с закруглёнными деталями («Обручальное кольцо», «Путь пьяницы», «Время и энергия») на соединяемых частях кромки присобираются, определяются и скалываются средние точки, совмещаются их углы. Деталь с выемкой аккуратно припосаживается и соединяется булавками с деталью с выпуклым срезом. При стачивании на машине деталь с выпуклым срезом располагается сверху.

При сборке «Витраж» фрагменты лоскутного полотна пришиваются встык, швы маскируются тесьмой, лентой, узкими полосами ткани. В классическом варианте этой сборки контуры фигур обрамляются материалом, контрастным по отношению к основному изображению.

Образцы лоскутного шитья

См. также

Примечания

Литература

  • О. В. Зайцева. Лоскутное шитье: Практическое руководство М.; СПб, АСТ; Астрель-СПб, 2007, ISBN 978-5-972-51052-8 .
  • Ю. Иванова. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. - М.: Культура и традиции. 2007. ISBN 5-864-44126-0 .
  • Б. Штауб-Вахсмут. Пэчворк и квилт. Лоскутное шитьё. Профиздат. 2007.