11.03.2024

Основные элементы техники вязания крючком. Техника вязания крючком для начинающих Методика вязания крючком


Почти для каждой техники вязания существует отдельный тип крючка. Однако строение у них однотипное, разница только в длине ручки.

Любой крючок для вязания состоит из стрежня, за которые вы будете его держать, головки и бородки (загнутый край). На некоторых крючках, для удобства рукодельницы, имеются еще и «щечки», т.е. стержень в одном месте расплющен, чтобы пальцы не соскальзывали.

Крючки для вязания выпускаются из различного материала (металл, пластик или дерево) и имеют различную толщину. Они бывают пяти размеров - от 2-го до 6-го. Номер крючка показывает толщину и глубину его рабочей части. Выбор крючка зависит от того, что удобно вам, а так же от толщины пряжи и техники вязания.

Деревянные крючки следует хранить в сухом месте, чтобы они не впитывали влагу и не разбухали. После работы вытрите крючок сухой льняной или шерстяной тряпочкой, чтобы обезжирить поверхность инструмента. Следите за тем, чтобы ваши крючки не гнулись и не царапались, т.к. использование дефектного инструмента может испортить пряжу или деформировать полотно.

Выбирая крючок, не забывайте, что он должен быть в 1,5 – 2 раза толще используемой при вязании нитки. Для вязания из толстой или камвольный пряжи применяются толстые крючки. Изящные металлические крючки чаще всего употребляются при вязании ажурных и легких изделий.

Маленьким крючком разрешено вязать по-разному: в горизонтальной направленности, сообразно спирали и сообразно кружку из центра. При вязании в горизонтальной направленности право-влево сообразно цепочке легких петель, начиная любой свежий разряд, изделие поворачивают так, чтоб крайняя петля стала 1. При данном методе две стороны вязания однообразные. Таковая вязка именуется двусторонней. Данным методом вяжут одноцветные узоры, состоящие из композиции столбиков в отсутствии накидов, столбиков с 1-м, 2-мя, 3-мя накидами, с бугорками и скрещенными узорами.

Крючок для вязания держат в правой руке, как карандаш или ручку. Указательный палец немного выдвинут вперед и лежит на крючке. Конец нитки от клубка перекидывают через указательный палец левой руки к себе и прижимают большим и средним пальцами.

Нитка к клубку проходит между ладонью и остальными пальцами. Нитка от клубка называется рабочей.

Во время вязания следует придерживать петли на крючке, чтобы они не вытягивались и получались одинаковой длины.

Основные элементы вязания крючком - это воздушная петля , столбик без накида и столбик с накидом . Другие элементы - их производные. Узоры вязания состоят из разных сочетаний воздушных петель и столбиков.

Внизу показаны основные приемы вязания крючком с пояснениями, как вязать основные элементы. Эти схемы очень помогут начинающим.

Образование первой петли

Возьмите нить и перебросьте её через указательный палец левой руки, концы необходимо прижать к ладони средним и безымянным пальцами. Натяжение нити нужно регулировать безымянным пальцем. Возьмите крючок и введите его под нить на указательном пальце, поверните крючок влево и образуйте петлю, придерживая её пальцами. Удерживая петлю, захватите крючком нить и вытяните её через петлю.

Цепочка из воздушных петель

Не сбрасывая первую получившуюся петлю, захватите нить и протяните её через свою петлю, эта петля называется воздушной. Проделывая эту операцию несколько раз, у Вас получится цепочка из воздушных петель

Полустолбик без накида

Полустолбик часто применяется при вязании края изделия. Чтобы его связать крючок вводят в петлю предыдущего ряда или во вторую петлю цепочки, захватывают крючком нить и протягивают её через петлю ряда или цепочки и петлю, находящуюся на крючке.

Столбик без накида

Крючок вводят в петлю предыдущего ряда или цепочки, захватывают нить и вытягивают ее, образуя петлю. Не спуская предыдущих петель, захватите нить и протяните её через 2 имеющиеся петли.

Полустолбик с накидом

Сделайте накид своей рабочей нитью, введите крючок в петлю, захватите крючком нить и вытяните её образую новую петлю, захватите нить снова и протяните её через 3 имеющиеся на крючке петли.

Столбик с накидом

На крючок делают накид и вводят крючок в петлю предыдущего ряда или цепочки, захватывают нить и вытягивают новую петлю. На крючке образуется три петли: петля, накид и петля. После этого снова захватывают нить и протягивают её через 2 первые петли на крючке, получается 2 петли на крючке. Снова захватывают нить и протягивают её через эти 2 петли.

Столбик с двумя накидами

Делают два накида на крючок, вводят крючок в петлю предыдущего ряда, захватывают нить и вытягивают новую петлю. На крючке имеется 4 петли. Захватывают нить и протягивают её через 2 первые петли лежащие на крючке. Снова захватывают нить и протягивают её через 2 петли, опять захватывают нить и протягивают её через 2 оставшиеся петли.

Пышный столбик

Делается накид, крючок вводится в петлю и вытягивается новая петля длиной 1-2 см. Опять делается накид и вытягивается ещё одна петля на том же месте. Это операция повторяется несколько раз. После этого все петли провязываются вместе захваченной нитью и закрепляются воздушной петлёй.

Лицевой рельефный столбик с накидом

Крючок вводится с правой стороны на левую обвивая столбик предыдущего ряда спереди. Вытяните новую петлю и провяжите столбик с накидом.

Изнаночный рельефный столбик с накидом

Введите крючок сзади с левой стороны на правую, обвивая столбик предыдущего ряда сзади, вытяните нить и провяжите столбик с накидом.

Столбик с тремя накидами

Нужно сделать три накида на крючок, ввести крючок в петлю, захватить нить и вытянуть новую петлю. Дальше нужно провязать все петли по 2, каждый раз захватывая нить в 4 приёма.
Столбик с четырьмя накидами

Вяжется также, как и столбик с тремя накидами, но изначально делается 4 накида.

Необычное вязание

Это статья для тех, кто уже вяжет на продажу, но недоволен своим заработком. Возможно, вас заинтересуют необычные техники вязания, которые можно применять как самостоятельно, так и комбинируя с привычными.

Часть из них пришла к нам из глубокой древности, другие появились совсем недавно. С некоторыми вы уже наверняка знакомы, об иных никогда не слышали раньше.

Необычные техники вязания для мастериц XXI века

Сразу оговорюсь, что это всего лишь краткое описание разных видов рукоделий по названиям которых, вы легко найдете в интернете обучающие схемы и видео. Инструменты для них также несложно купить через всемирную паутину, заказать мастеру или даже сделать самой. Вот сам список:

  1. Бриошь.
  2. Укороченные ряды.
  3. На вилке.
  4. Ирландское.
  5. Фриформ.
  6. Нукинг.
  7. Тунисское.
  8. Тунисское двусторонними крючками.
  9. Пулинг
  10. Иглой.

А теперь о каждом способе чуть подробнее.

Бриошь (brioche stitch two color) – двухцветная двусторонняя вязка спицами, подходит для создания самых разных изделий от одежды до пледов.

Укороченные ряды (удлиненные ряды, поворотное вязание) – позволяет создавать спицами потрясающе красивые и совершенно необычные вещи. Также подходит для всего – от шалей и тапочек до пледов и кардиганов.

На вилке – для этого используется крючок и вилка – проволочная дуга в форме буквы «U». Ажурные полосы, связанные на ней крючком, снимаются и соединяются между собой. Эта техника подходит для шалей, шарфиков, ажурных кофточек, пледов, а также для украшения изделий, связанных иными способами.

Ирландское вязание (ирландское кружево, наборное кружево). Крючком вывязывают отдельные элементы (мотивы), обычно растительные, которые собираются в одно полотно и соединяются. Для этого используется крючок или игла. Так изготавливаются шали, кофточки, летние платья, купальники, нижнее белье.

Фриформ (Freeform). Появилось в ХХ веке, благодаря Пруденс Мапстон, которая показала миру, что нерегулярное вязание, без правил и закономерностей может быть невероятно красивым. Оно, как и Ирландское вяжется из отдельных мотивов и собирается в единое полотно. Приветствуется в одном изделии разнообразие техник, стилей, толщины, а также дополнительные элементы – стразы, бусины, ленты и пр. Подходит не только для одежды и пледов, но и для картин, сумок и различных предметов декора.

Нукинг – изделия вяжутся специальной иглой с крючком на конце. Получается плотное эластичное полотно, выглядящее как связанное на спицах. Этой техникой удобно вязать носки, варежки, игрушки и другие небольшие вещицы.

Тунисское — необычный способ вязания крючком большой длины (не менее 30 см.) с ограничителем на конце, чтобы петли не терялись во время работы. Во время работы полотно не поворачивают – вяжут сначала справа налево, затем слева направо. Изделие такой вязки отлично держит форму, так что из него получаются качественные тапочки, пледы, сумки, пальто.

Тунисское двусторонними крючками . Для него берется два двусторонних крючка, и каждый ряд вяжется своим крючком и, часто, своим цветом. Обе эти необычные техники вязания крючком сейчас в моде, используются как сами по себе, так и в комбинации с другими, когда нужна деталь, которая хорошо держит форму.

Пулинг – вязание секционной пряжи на спицах не привычными нам пятнами, а вертикальными полосами или другими геометрическими узорами.

Иглой (копанье, nalbinding) . Наверняка, вязание толстой деревянной или костяной иглой, это самый древний способ создавать из отдельных ниток полотно. Сохранилось это рукоделие на русском севере и на севере Западной Европы. У нас называется копанье, там nalbinding. Пару лет назад в Музее археологии Москвы я сфотографировала средневековую вещь, связанную именно так:

А это современные носочки:

Это конечно не все способы вязания необычными техниками, их куда больше, так что у данной статьи наверняка будет продолжение. Если вы знаете, способы вязания, не упомянутые в этой статье, пишите в комментариях, добавлю их в следующую.

Похожие темы

    Елена в 08:59

    Интересная статья, сама вяжу не давно. Про технику фриформ и пулинг не слышала. Очень нравятся изделия выполненные в технике бриошь и ирландское вязание, но пока я их не освоила.

    Ответить

    Константин в 07:02

    Моя мама закончила знаменитую «техноложку» по специальности «технолог легкой промышленности» и по профессиональным и личным интересам, много изучала различные виды вязания. И даже меня научила — когда родилась дочка, я связал ей комплект — курточку, шапочку и шарфик. Но сейчас не об этом.

Многие изделия приобретают законченный вид после отделки их крючком. Любую простую вязаную вещь можно украсить с помощью крючка — это и различная кайма, кружева, пуговицы, пояса, цветы, шнуры для отделки и т.д.

Здесь Вы можете ознакомиться с основными приемами вязания крючком .

Также как и спицы, крючки имеют свои номера, которые отражают диаметр крючка в миллиметрах. Например: крючок №3 -диаметр крючка 3 мм. Узоры крючком легче вязать по схемам, которые состоят из условных знаков. Как правило, в схемах показано направление вязания и взаимосвязь между отдельными элементами.

Итак приступим: Начинаем вязание с одной петли, которую образуем на конце нити, идущей от клубка. Держим петлю большим и указательным пальцами левой руки. Прокладываем рабочую нить на указательный палец левой руки. Крючок в правой руке. Вводим крючок в петлю, захватываем нить и протягиваем ее в петлю. Образовалась первая петля, которая называется воздушной. Следующие петли вяжем таким же образом. Получаем цепочку из воздушных петель.

Введем крючок в петлю цепочки, накинем на крючок рабочую нить (накид), протянем накид через петлю. Затем делаем еще накид и протягиваем его уже через 2 петли, находящиеся на крючке. Получился столбик без накида.

Сделаем накид, введем крючок в третью от конца петлю и вытянем петлю. Еще раз подхватим крючком нить и протянем ее через все три петли, находящиеся на крючке. Получился полустолбик с накидом. Следующий полустолбик с накидом делаем в следующую воздушную петлю.

Сделаем накид, введем крючок в четвертую от конца петлю, вытянем петлю. Подхватим рабочую нить (накид) и протянем ее через две первые петли. На крючке две петли. Опять делаем накид и протягиваем его через оставшиеся на крючке петли. Столбики с двумя накидами вяжем аналогично: сделаем два накида, вытянем петлю из основания, сделаем накид и протянем его через две петли, затем опять сделаем накид и протянем его еще через две петли, опять накид и протянем его через 2 оставшиеся петли. Таким образом выполняются столбики с любым количеством накидов.

Сложим нить петлей. Введем в нее крючок, подхватим и протянем крючком рабочую нить, не затягивая петлю. Придерживая место скрещивания петель, еще раз подхватим нить и протянем ее через полученную петлю. Нерабочую нить проложим вправо. Обвяжем кольцо необходимым количеством столбиков без накида. Чтобы стянуть кольцо, потянем за нерабочий конец нити.

Введем крючок во вторую воздушную петлю от крючка. Подхватим рабочую нить и протянем ее через петлю предыдущего ряда и петлю, находящуюся на крючке.

«Пико» из трех петель: Делаем три воздушные петли и один столбик без накида в первую из трех воздушных петель. Таким же образом можно сделать» пико» из пяти и более петель (столбик без накида делаем в первую воздушную петлю).

Сделаем два накида и введем крючок в пятую от крючка петлю. Подхватим рабочую нить, вытянем петлю, снова подхватим рабочую нить и протянем ее через две петли. На крючке три петли. Сделаем накид, пропустим одну петлю предыдущего ряда, введем крючок в следующую петлю и вытянем петлю. Подхватим рабочую нить и протянем ее через 2 петли, снова подхватим рабочую нить и протянем ее через две петли. На крючке три петли. Подхватим рабочую нить, протянем ее через 2 петли, еще раз подхватим рабочую нить и протянем ее через 2 петли. На крючке одна петля. Свяжем одну воздушную петлю, сделаем накид и введем крючок в место пересечения столбиков с накидами, вытянем петлю, подхватим рабочую нить и протянем ее через две петли. Снова подхватим рабочую нить и протянем ее через последние две петли.

Свяжем один ряд столбиками с накидом. Сделаем три воздушные петли для подъема и повернем вязание. Сделаем накид, введем крючок за второй столбик с накидом предыдущего ряда таким образом, чтобы столбик с накидом был за крючком. Подхватим рабочую нить, вытянуть петлю и связать столбик. Если введем крючок таким образом, чтобы столбик был перед крючком, то получим лицевой рельефный столбик.

Сделаем накид, введем крючок в петлю предыдущего ряда и свяжем на ней пять столбиков с накидом. На крючке одна петля. Протянем ее через петлю первого столбика с накидом, подхватим рабочую нить и протянем ее через последнюю петлю.

Освоив эти основные приемы вязания крючком , Вы сможете создавать неповторимые и оригинальные вязаные вещи. Успехов!

Чтение схем для вязания крючком с рисунками-инструкциями (и сложные случаи!)

Рисунок вязаного узора, как правило, складывается из одинаковых повторяющихся элементов. Совокупность таких повторяющихся элементов составляет фрагмент узора. Единичный повторяющийся фрагмент узора называется мотивом.

Схему вязания узора, представляющую собой совокупность элементов и мотивов, можно записать в виде текста. Однако использвание такой записи, особенно если узор довольно сложный, может превратиться в большую проблему. Поэтому для записи узора удобнее применять специальные обозначения на схемах вязания крючком.

При вязании крючком по предлагаемым схемам из журналов, необходимо помнить - что:

Схемы читаются снизу вверх.

Ряды читают поочерёдно один раз справа налево, а другой раз слева на право.

Круговые ряды всегда читают справа налево.

Раппорт заключенный на схеме между стрелками, нужно постоянно повторять.

Петли вне участка, ограниченного стрелками, провязывают только в начале и в конце ряда.

Поскольку в разных источниках встречаются различные названия и обозначения петель, я постаралась собрать информацию со смногих сайтов, чтобы не пропустить ничего важного.

Символы для обозначения на схемах вязания крючком:
– воздушная петля цепочки
– воздушная петля цепочки для подъема
– полустолбик (1 петля подъема)
– короткий столбик, или столбик без накида (2 петли подъема)
– простой столбик, или столбик с накидом (3 петли подъема)
– двойной столбик, или столбик с 2 накидами (4 петли подъема)
– тройной столбик, или стобик с 3 накидами (5 петель подъема)
– столбик с 4 накидами (6 петель подъема)
– вогнутый столбик с накидом
– выпуклый столбик с накидом
– рогатка из 2 столбиков с накидом
– рогатка из 2 столбиков с накидом через воздушную петлю
– чешуйка из столбиков с накидом
– двойной сокращенный столбик с накидом
– тройной сокращенный столбик с накидом
– двойной сокращенный столбик с 4 накидами

Другой вариант:


На сайте knitting-info.ru предлагают такие обозначения:

Схема выполнения воздушной петли:


Схема выполнения столбика без накида:


Схема выполнения столбик с накидом:


Схема выполнения полустолбика:


Схема выполнения полустолбика без накида за заднюю петлю:


Схема выполнения столбика с двумя накидом:


Пышный столбик
Связать 2 или несколько столбиков с накидом в одну петлю предыдущего ряда, но выполнять их не до конца,оставляя от каждого столбика на крючке по петле. Затем сделать накид и провязать им все находящиеся на крючке петли.
Другой вариант выполнения пышного столбика: вытянуть из одной петли несколько петель (обычно 3-6) примерно до высоты столбика с накидом. Затем подхватить рабочую нить и провязать ею все вытянутые петли вместе, кроме последней. В конце провязать одним накидом эту последнюю петлю и предыдущую.
Пышные столбики отличаются объемным эффектом, но при этом плохо держат форму, поэтому их чередуют со столбиками с одним или несколькими накидами, в зависимости от высоты пышного столбика, а также после провязывания ряда пышных столбиков, чтобы закрепить элементы, вяжут ряд столбиков без накида.
В силу своей фактурности пышный столбик, как самостоятельный элемент для вязания полотна не используется. Более красивый эффект достигается при выполнении пышных столбиков на ажурном или плотном полотне.

Группы столбиков с общим основанием (веерочки)
Группы столбиков с общим основанием называют "веерочками". Техника их выполнения заключается в провязывании столбиков с накидом (или столбиков с нескольким числом накидов) на одной петле предыдущего ряда.
1. Сделайте накид, введите крючок в петлю основания и провяжите столбик c накидом (рис.1).
2. Опять сделайте накид, введите крючок в эту же петлю основания и провяжите еще один столбик с накидом (рис.2). Повторять п. 2 столько раз, сколько необходимо по рисунку. В результате получаются "веерочки" расходящиеся лучами вверх (рис. 3).

Рис.1 - 2


Рис. 3

3. При провязывании "веерочков" в последующих рядах крючок можно вводить между "веерочками" (рис. 4, 5)или в средний элемент "веерочков" предыдущего ряда (рис. 6).

Рис. 4 - 5


Рис. 6

4. В некоторых рисунках при провязывании "веерочков" между столбиками могут быть воздушные петли (рис. 6).

"Веерочки" используют для вязания ажурного полотна, обвязки изделий, а также, как элемент прибавления петель по краю полотна.

Группы столбиков с общей вершиной
Столбики с общей вершиной еще называют незавершенными столбиками.
Этот элемент вязания крючком используется для выполнения ажурного полотна и для убавления петель.

Техника выполнения незавершенных столбиков:
1. Сделайте накид, введите крючок в петлю основания и протяните через нее рабочую нить. На крючке 3 петли.
2. Сделайте накид и протяните рабочую нить через 2 петли на крючке.
3. На крючке 2 петли (рис. 1). Повторите п. 1 и 2, введя крючок в следующую петлю основания (рис. 2).
4. На крючке 3 петли. Повторите п. 1 и 2, введя крючок в следующую петлю основания.
5. На крючке 4 петли (рис. 3). Сделайте накид и протяните рабочую нить через все петли на крючке в один прием (рис. 4) и сделайте одну воздушную петлю, чтобы закрепить предыдущую (рис. 5).
Так вяжутся 3 столбика с общей вершиной. Если по рисунку указано иное количество столбиков, то п.1, 2 нужно повторять столько раз, сколько необходимо по рисунку. А затем выполнить п.4.

Рис. 1 - 2


Рис. 3 - 4

Рельефные столбики
Рельефные столбики бывают выпуклыми (лицевыми, перед работой) и вогнутыми (изнаночными, за работой).

Техника выполнения выпуклых (лицевых) столбиков:

2. Сделайте накид, введите крючок за второй столбик с накидом предыдущего ряда (рис. 1). При этом столбик с накидом находится поверх крючка.
3. Захватите рабочую нить, вытяните петлю и провяжите как обычный столбик с накидом (рис.2).
Такой рельефный столбик с изнаночной стороны будет похож на вогнутый. Если во всех рядах выполнять только такие рельефные столбики, то полотно с двух сторон будет выглядеть одинаково.

Рис. 1 - 2

Техника выполнения вогнутых (изнаночных) столбиков:
1. Первый ряд всегда вяжется простыми столбиками с накидом! Сделайте 3 воздушные петли подъема вместо первого столбика следующего ряда и поверните вязание.
2. Сделайте накид, введите крючок вокруг второго столбика с накидом предыдущего ряда (рис. 3). При этом столбик с накидом находится под крючком.
3. Захватите рабочую нить, вытяните петлю на изнаночную сторону работы (рис. 4) и провяжите как обычный столбик с накидом (рис.5).
Такой рельефный столбик с изнаночной стороны будет похож на выпуклый. При выполнении выпуклых и вогнутых столбиков в различном сочетании можно получить разнообразные виды резинок.

Рис. 3 - 4 - 5


Рис. 6

Рис. 7 - 8

Иногда вяжут накладные рельефные столбики. Такой столбик можно считать лицевым. Выполняется он только в лицевых рядах при вязании в двух направлениях или через ряд при круговом вязании. Крючок введите, обвивая столбик предыдущего ряда (рис. 6), на который указывает стрелка условного обозначения, вытяните петлю на высоту рабочего ряда и провяжите обычный лицевой рельефный столбик (рис. 7). Таким же методом можно провязать рельефный пышный столбик (рис. 8).

Столбики на ножке
Столбик на ножке (столбик - вилка) - один из редко используемых элементов в вязании крючком. Его выполнение требует опыта и мастерства. Если вы уже освоили выполнение столбиков с накидами, то немного потренировавшись, вы будете с легкостью вязать эти замечательные элементы.
Столбики на ножке очень изящны, с помощью них можно связать "кружевной листопад". Узоры, связанные этим элементом можно встретить в салфетках и скатертях, но при желании подобными узорами можно связать шикарную вещь для вашего гардероба.

Техника выполнения столбиков на ножке.
1. Свяжите столбик с 3-мя накидами (рис. 1). На рисунке видны провязанные 3 накида в виде 3-х поперечных "перекладин".
2. Сделайте накид и введите крючок под среднюю перекладину столбика с тремя накидами, захватите рабочую нить (рис. 2) и вытяните петлю. На крючке 3 петли (рис. 3). Далее вяжите, как обычный столбик с накидом: накид, протянуть рабочую нить через 2 петли на крючке, еще раз накид и протянуть рабочую нить через оставшиеся 2 петли на крючке (рис. 4).

Рис. 1 - 2 - 3

При желании или если указано на схеме можно провязать несколько столбиков на ножке - "ракушку" или "веерочек". То есть повторить несколько раз п.2, вводя крючок при этом в одну и ту же петлю. В данном случае под среднюю перекладину столбика с тремя накидами. Также между столбиками на ножке можно делать воздушные петли или провязывать пико.

Рис. 4 - 5

На рис. 5 вы видите элемент в виде 2 столбиков на ножке. Столбик с 3-мя накидами, в середину которого провязано 2 столбика с одним накидом. Количество накидов, как в столбике-ножке, так и в остальных столбиках, а также место введения крючка в столбик-ножку может быть разным. Нужно внимательно смотреть на схему.

Здесь вы можете посмотреть условные обозначения разнообразных видов столбиков на ножке и детальные описания их выполнения.

Крестообразные столбики
На схемах обозначаются Х с выделенным центром, или со штрихами на нижней и на верхней частях. Кол-во штрихов на одной ножке соответствует кол-ву накидов в столбике. (Обратите внимание! независимо от к-ва накидов или разделительных в.п. в основании-вершине, этих столбиков в элементе только два!):

Перекрещенные столбики: - элемент может состоять из группы столбиков, одна часть которых перекрещена другой группой влево или вправо. При этом выполненная первая группа столбиков, независимо от кол-ва, обвязывается второй группой с обеих сторон - первые столбики ввязаны во вторые. Обозначаются перекрещенными знаками столбиков. Провязываются по порядку обозначения на схеме - вначале вывязывают 1 или 2 столбика, вершины которых расположены ближе к началу ряда, т.е. влево. Основание ножки столбика показывает точку введения крючка в полотно и то число петель нижнего ряда, которые надо пропустить. Вывязывая вторую половину перекрещенных столбиков, направленных в другую сторону, крючок вводят в ранее пропущенные петли, начиная с первой из них по счету слева\направо. В результате ножки первой половины столбиков оказываются ввязанными внутрь ножек второй половины столбиков.



Пересекающиеся, скрещенные столбики: Эта группа столбиков выполняется аналогично перекрещенным столбикам так, чтобы группа одних столбиков проходила или сверху, или снизу группы вторых столбиков, но при этом они не были бы скрепленными между собой. На схемах одна группа обозначается прерывистой линией (столбики нижнего вывязывания, расположены по изнаночной стороне полотна); вторая группа столбиков обозначена цельной, непрерывной линией - эти столбики располагаются поверху первой нижней группы по лицевой стороне полотна.

При выполнении крючковых аранов, «кос» и «жгутов» используются группы рельефных (выпуклых или вогнутых) перекрещенных столбиков с одним или более количеством накидов. Перекрещенные столбики можно выполнять, располагая поверху первую или вторую группу столбиков, чтобы получить наклон вправо или наклон влево




Примечания.
1. Перекрещенными и пересекающимися могут быть столбики с любым числом накидов, а также можно пересекать пышные столбики с обычными столбиками, что показано на 1-й странице в обозначениях, поставленных Ирой Ротт.
Вначале всегда провязывают СН, а затем пышный столбик, направленный в другую сторону.
2. В узорах между вершинами у пересекающихся или у перекрещенных столбиков при необходимости можно вывязывать разделительные воздушные петли, тогда и между ножками этих столбиков пропускают такое же количество столбиков (петель) предыдущего ряда.

    Методическое оснащение:

    Методы:

    Формы: фронтальная, индивидуальная.

    Тип урока: комбинированный

    Наглядные пособия : образцы готовых изделий связанных крючком, журналы по вязанию крючком, таблица условных обозначений основных видов петель, инструкционные карты.

    Материалы и инструменты: крючок, пряжа

    Словарь:

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент 5 мин

  • приветствие,

Пословицы на доске

«

Вхождение в тему.

Метод «Ассоциации»: - написать на доске

К расота

Р уки, радость

Ю бка

Ч еловек

О тдых

К ружево

8-9 стикеров «5»

6-7 стикеров «4»

5-4 стикера «3»

II. Основная часть 5 мин

Сегодня на уроке вы познакомитесь

Охрана труда

4. Нельзя пользоваться ржавыми крючками— они портят пряжу, нитки.

III. Изложение нового материала (показ готовых изделий) 10 мин

Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.

Вязание крючком - вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

нитки и крючок.

Инструменты:

Крючки бывают Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Чем толще пряжа, тем толще должен быть крючок.

Большим крючком и толстыми нитками - свитера и шапочки

- изящные изделия, похожие на плетеные кружева салфетки, манжеты, ажурные воротнички. -

1 - головка крючка;

2 - бородка;

3 -плоская площадка, № крючка

Положение крючка в руке

Как держать крючок.

Основные виды петель

  • полустолбики; (полуст.-)

Начальная петля

Воздушная петля

Цепочка воздушных петель -

  1. Что такое начальная петля?
  2. Как нужно держать крючок?
  3. Что означает номер крючка?

«Заколдованный цветок»

Условие игры:

IV . Практическая, работа «Выполнение начальной петли и цепочки из воздушных петель» (15-20 мин)

Задание:

V. Итог урока (5 мин)

Что нового узнали?

Чему научились?

Были ли трудности?

Рефлексия

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды - яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше - прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес - зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - желтый, чахлый лист.

VI. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Вязание крючком. Основные приемы вязания крючком". »

Дата: 30.01.2015 Класс : 7 кл.

Тема урока: « Вязание крючком». «Основные приёмы вязания крючком»

Цел ь урока : Ознакомиться с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с условными обозначениями, научиться выполнять начальную петлю и цепочку из воздушных петель.

Задачи урока :

    ознакомить обучающихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с условными обозначениями.

    научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, цепочка из воздушных петель;

    развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию крючком;

    воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.

Методическое оснащение: рабочая тетрадь, технологическая карта, образцы объектов труда, карточки задания.

Методы: объяснительно-иллюстративный, метод развития познавательного интереса (метод «Ассоциации», игровой прием «Волшебный клубок», «Заколдованный цветок») репродуктивный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия : образцы готовых изделий связанных крючком, журналы по вязанию крючком, таблица условных обозначений основных видов петель, инструкционные карты.

Материалы и инструменты: крючок, пряжа

Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент 5 мин

    приветствие,

    проверка готовности учащихся к уроку.

Пословицы на доске

« Взялся за дело, выполняй его умело».

«Торопливый всегда дважды вяжет»

«Кто аккуратен, тот и людям приятен».

Вхождение в тему.

Метод «Ассоциации»: - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «крючок»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) написать на доске

К расота

Р уки, радость

Ю бка

Ч еловек

О тдых

К ружево

В течении урока я вас буду оценивать, за каждый правильный ответ я вам буду давать один стикер и + практическая работа (макс 3 стик)

8-9 стикеров «5»

6-7 стикеров «4»

5-4 стикера «3»

II. Основная часть 5 мин

    1. Актуализация опорных знаний

Сегодня мы начинаем новый раздел нашей программы «Художественное оформление» «Вязание крючком», на изучение данного раздела выделяется 6 часов.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с названием петель и их схематичном изображении, в практической части освоите выполнение начальной петли, воздушной, цепочки из воздушных петель. Но прежде, чем приступить к изучению темы, вспомним, какие правила мы должны помнить, когда работаем с крючком.

Охрана труда

1. С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.

2.Не делать во время работы резких движений рукой с крючком, можно поранить сидящего рядом.

3. Крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.

4. Нельзя пользоваться ржавыми крючками- они портят пряжу, нитки.

5. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

Санитарно-гигиенические требования

1. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.

2. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.

3. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.

4.Через каждые 15-20 мин. делайте перерыв на 2-3 мин., сделайте несколько круговых движений головой (чтобы размять мышцы шеи).

III. Изложение нового материала (показ готовых изделий) 10 мин

Ученица: сообщение история вязания крючком.

Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.

Вязание крючком – вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

- Для этого что нам потребуются? нитки и крючок.

- Какие нитки используют для вязания крючком? Качество вязаного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Нитки должны соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. п. Для вязания крючком применяют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и синтетические нити.

Для вязания крючком лучшими нитками считаются: хлопчатобумажные и шерстяные нитки.

- Как вы думаете как можно определить вид пряжи?

Определить вид пряжи можно путём сжигания ее. Шерстяные нитки горят медленно, спекаются в обуглившийся комочек, при этом издавая запах жженого рога; хлопчатобумажные нитки горят без пламени, быстро, с запахом жженой бумаги, оставляя после сжигания серый пепел; синтетические нитки не горят, они плавятся как свечи.

Инструменты:

Умение правильно выбрать инструмент для работы - это залог успеха в работе настоящего мастера. Правильный выбор крючка, а также ниток используемых для вязания, имеет огромное значение. От правильного выбора инструмента во многом зависит качество вязаных изделий, а также - производительность нашего труда. Поэтому к подбору инструмента, необходимо подходить не менее тщательно, чем к подбору материалов для вязания.

Крючки бывают разные - металлические, деревянные, костяные, пластмассовые. Также они бывают различной толщины. Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Чем толще пряжа, тем толще должен быть крючок.

Большим крючком и толстыми нитками – свитера и шапочки

Маленьким крючком и тонкими нитками – изящные изделия, похожие на плетеные кружева салфетки, манжеты, ажурные воротнички. - Теперь давайте рассмотрим крючок

1 – головка крючка;

2 – бородка;

3 –плоская площадка, № крючка

Положение крючка в руке

Как держать крючок.

Крючок можно держать двумя способами

    либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);

    либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).

Основные виды петель

В основе вязания всех видов узоров лежат несколько элементов:

Записать на доске. запись в тетр.

    образование воздушной петли (цепочка воздушных петель); (возд.п. -)

    полустолбики; (полуст.-)

    столбики без накида; (ст.б/н -)

    столбики с накидом. (ст с/н -)

- Как вы думаете для чего нам нужны условные обозначения?

Начальная петля . Любая работа по вязанию начинается с образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.

Воздушная петля составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.

Цепочка воздушных петель – основа первого ряда. Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель петля на крючке не включаются в счет. Цепочка из воздушных петель образует основу для вязания первого ряда, но она не считается за ряд.

III. Закрепление знаний «Волшебный клубок» учитель кидает клубок учащемуся и задает вопрос, если он затрудняется ответить, перекидывает клубок другому однокласнику.

    От чего зависит качество вязанных изделий?

    Какое должно быть соотношение крючка и нити?

    Какие нити используют при вязании крючком?

    Что такое начальная петля?

    Как мы можем определить где хлопчатобумажная, шерстяная, и синтетическая пряжа?

    Как нужно держать крючок?

    Что означает номер крючка?

«Заколдованный цветок» Для того чтобы проверить как вы запомнили условные обозначения основных петель, я предлагаю сыграть в игру, которая называется «Заколдованный цветок»

Условие игры: Вы вытягиваете один лепесток, на котором нарисовано условное обозначение. Этот лепесток вы должны приложить к правильному ответу, который написан на нашем цветке на доске. А мы все вместе будем проверять.

IV . Практическая, работа «В ыполнение начальной петли и цепочки из воздушных петель » (15-20 мин)

Задание: cвязать цепочку воздушных петель длиной 30 см

Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

V. Итог урока (5 мин)

Что нового узнали?

Чему научились?

Были ли трудности?

Рефлексия

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

VI. Домашнее задание

Связать цепочку длиной 100 см.

Приложение 1

«Заколдованный цветок»

Приложение 2

Самоанализ открытого урока